Что вообще значит эта ночь в жизни современного общества? Это просто устаревший, утративший смысл ритуал? Или мы уже наполнили его новыми смыслами?
Первая брачная ночь — это понятие, связанное в первую очередь с “дефлорацией” — лишением девственности невесты. В древних культурах в связи с появлением крови процесс этот считался небезопасным — ожидалась серьезная заинтересованность со стороны злых духов, поэтому обряд должен был совершить не молодой слабенький невнятный жених — как ему, мальчику, справиться с потусторонним злом — а умудренный опытом служитель культа — какой-нибудь старый жрец. Другой логичный метод — это послать кого не жалко — какую-нибудь старинную старуху. Тут, как понимаете, чисто физиологически не обойтись без специальных инструментов. Пофантазируем? Ваши предложения? Ничего особенного — пальцами. Или каким-нибудь костяным орудием, или куриным яйцом.
В Средние Века обязанность дефлорации пала на … не то чтобы плечи… в общем стала обязанностью правителя — сюзерена. То есть, лишение девственности — это был опасный ответственный поступок, и мыслей, а не подверг ли уже себя ненароком кто-то опасности, не возникало. А злые духи, по-видимому, так и не приходили. И тут у женихов зародилось сомнение — а так ли действительно нужен для процесса жрец или сюзерен. У невест, полагаю, это сомнение зародилось сильно раньше, но кто их будет спрашивать. Возникает вопрос, как это жрецы и сюзерены отказались от традиций и бросили подданных своих на произвол судьбы? Демократия, наверное.
На Руси для защиты от злых сил постель для первой брачной ночи обмахивали рябиной и отбивали кнутом. И потом кульминация волшебной ночи — снятие невестой сапогов с жениха — о да! Не кульминация, конечно, шучу, но важный патриархальный свадебный обряд — даже в “Повести временных лет” упоминается. После снятия сапог и всего остального жениху предстояло показать себя настоящим мужчиной. Если не получалось, помогали старшие родственники — братья, отцы, дяди, дедушки — до победного конца. На утро следующего дня, если все удалось, на всеобщее обозрение вывешивалась простыня с брачного ложа. Причем это было не только доказательство добрачной невинности невесты, но и подтверждение мужских возможностей жениха. И тут, думается мне, вполне могли быть подставы с использованием не-невестиной крови — ведь обоим выгодно!
В современном обществе первоначальный смысл обряда первой брачной ночи полностью потерян — это откровенный пережиток. Как показывают опросы общественного мнения, около 65% россиян считают естественными половые отношения до брака, причем двадцать лет назад таких было 42%. Невозможно проверить достоверность таких данных, быть уверенными, что на таких опросах люди отвечают искренне. К тому же, убеждена, что среди молодых людей, которым не на опросе, а в собственной реальной жизни нужно ответить на вопрос о сексе до брака, отвечают “йес, оф корс” гораздо больше 65%.
И всё же! Первая брачная ночь остается для нас важной традицией — как белое платье невесты, символизирующее чистоту, непорочность, и в качестве такого атрибута совершенно неподходящее сейчас для свабед. Но, знаете что, who cares?! Это как задувать свечки на торте в день рождения, как печь блины на масленицу, как наряжать новогоднюю ёлку. Это красиво, это детские мечты, это романтика. Белым платьем невесты и первой брачной ночью никто никого не хочет обмануть (хотя бывают и такие случаи — операции по восстановлению девственной плевы ради заполучения мужчины с девственными требованиями, но это отдельный разговор). Всем понятно, что и у жениха с невестой уже был секс, и до встречи друг другом очень вероятно у них был секс с другими партерами. Но в этот день они решили быть вместе “пока смерть не разлучит”. И она надевает это платье в знак чистоты и искренности своего чувства. И потом первая брачная ночь — на райском острове под шум океана, в роскошном люксе под бархатным балдахином или в своей уютной кроватке. Это не проверка девственности и мужественности, не изгнание злых духов, не больно и не страшно — это подтверждение клятв, это наслаждение.
Общество меняется — ритуалы устаревают. Но мы можем наполнять их новыми смыслами, важными для каждого и каждой из нас.
Автор: Анна Кириллова