Что такое невероятная любовь? Какой мы её себе представляем? Не в образе ли рыцарей в сияющих доспехах, скачущих на самый край света, чтобы спасти ту самую, запертую в высокой башне? Или в образе тайных возлюбленных, предпочитающих умереть, чем быть разлучёнными? Какой бы она ни была, она пылкая, свободная, живая, готовая на самые роковые и невообразимые безумства – ведь они лучший путь к счастью.
Сейчас мы привыкли всё планировать. День по минутам, неделю по часам, месяц по суткам – и так целые года наперёд. Мы хотим, чтобы всё было заранее предопределено. И в наши планы часто не входят «лишние люди», «лишние отношения». «Мне сейчас совсем не к месту влюбляться!» – слышишь иногда от особенно занятых и организованных знакомых.
Но при этом все хотят любви. Правда, хотят не искать её, не звать, не проживать, а просто чувствовать, вот тут, в строго отведённом месте. Чтобы она тихонько сидела себе, грела и помогала не сойти с ума от одиночества. Но только чтоб не отвлекала, не напрягала и не испытывала терпение. Такого нам, конечно же, не нужно! На это просто нет времени.
И в этой размеренной планировке, где мы стремимся всё разложить по полочкам, мы практически разучились делать безумства. В нас пропал дух авантюризма, как завещал Ипполит. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости. А ведь именно они в действительности и стоят между нами и нашим счастьем.
Об этом у Куприна А.И. есть чудесный рассказ, написанный в 1894 году, – «На разъезде». Несмотря на то, что наше поколение с ним разделяют целых 124 года, он дышит актуальной злободневностью в каждой своей строчке.
Рассказ повествует о встрече двух случайных попутчиков в поезде. Она – замужняя дама, путешествующая в Одессу, где её муж желает поправить здоровье. Он – художник, наконец решившийся осуществить давнюю мечту – посетить Константинополь и Египет. Казалось бы, что может их связывать? Но между молодой женщиной и мужчиной завязывается долгий, неутомимый разговор, который не прекращается даже глубокой ночью и прерывается лишь только вынужденным сном и брюзгливым ворчанием мужа. Последний, к слову, представляет собой воплощение деспотичности, самодурства и эгоизма: он любит разговаривать о своих болячках да о чиновничьих сплетнях, капризно и жестоко одёргивает жену, ведёт себя с ней грубо и не стесняется показывать это на публике. Мол, «да, да, вот и погляди, как у меня жена выдрессирована; и всегда будет так, потому что она моя собственная жена».
Но это не останавливает молодых людей в течение двух коротких дней, за время которых они были волей судьбы сведены вместе, говорить о всём на свете и находить отклик собственной души в словах другого. Попытайся кто-нибудь из них на утро вспомнить, о чём же они беседовали перед сном, так никто не сможет дать конкретный ответ. Так разговаривать могут только близкие друзья после долгой разлуки. Брат с сестрой. Возлюбленные. Обо всём и ни о чём.
«…Боже мой, зачем не раньше мы с вами встретились», – в сердцах говорит ей на прощание художник. И вдруг дерзко произносит безумную мысль. «Любовь Ивановна! Люба! – сказал он, задыхаясь. – Садимся сейчас на этот поезд и обратно. Ради бога, милая. Ведь целая жизнь счастья. Люба!»
Целая жизнь счастья. Целая жизнь – впереди. Вот, только сделай одно движение, прими решение, не боясь, смело, незапланированно.
Она соглашается. Бросает всё, понимая, что раз только в жизни можно встретить настолько близкую тебе душу. Бросает вещи, мужа, предопределение. Решается на безумство.
Конечно, сейчас никто так не сделает. На кону стоит слишком многое. Нам не хватает двух дней, чтобы понять, стоит ли игра свеч. Ведь никто не хочет рисковать.
Никто не хочет даже на секундочку задуматься, что этот робкий мальчик, подошедший к тебе в метро, может стоять рядом с тобой у алтаря, крепко держа за руку.
Никто не хочет поверить, что эта девушка, с которой вы молча переглядываетесь на кассе во время бизнес-ланча, может сделать тебя невероятно, безумно счастливым.
Никто не решается оставить годами нажитые отношения, в которых чувства давно умерли и не подают признаков жизни, ради нового начала, нового человека, который, возможно, не будет так же красив, так же богат, так же ухожен, но который определённо заставит тебя просыпаться с улыбкой на лице и быстро бежать домой после работы.
Нам страшно делать безумства, потому что мы все живём по одному и тому же сценарию, который полностью исключает «дух авантюризма». Нам кажется, что мы должны быть похожи друг на друга – ведь если счастливы они, буду счастлив и я. Поэтому все идут примерно одним и тем же путём. Школа, институт, работа, брак, дети, ипотека, семейные дрязги, молчание по утрам, озлобленность по вечерам. Но так надо – ведь жизнь идёт по плану. Казалось бы, не на что жаловаться…
Но почему тогда кажется, что ты где-то что-то упустил? Или кого-то.