Всех нас учили о том, что говорить гадости про людей, распускать сплетни и делать подлости — плохо. Однако никого не учили, что делать, когда на работе завистницы пускают о вас сплетни, а переходить в открытую конфронтацию не хочется (опять же, потому что плохо). Как найти общий язык со своей совестью и принципами, и выйти из холодной войны победительницей?

Женский коллектив — сам по себе притча по языцех. Нахождение в нем — уже испытание, эдакая холодная война, где вместо снарядов летают косые взгляды, а сплетни запускаются подобно ядерным боеголовкам. Казалось бы, и без того жизнь «прекрасна», а вам ещё надо следить за своим поведением. Приходится балансировать между такими полюсами как корпоративная этика, общепринятая мораль и личные принципы. Подобные чудеса эквилибристики удаются не всем — вздохнёте вы. Никому не удаётся — отвечу я.

К сожалению, в нашу эпоху банальности зла «Капитанская дочка» — очень вредное произведение. Милосердие, делающее из человека монарха, уже никому не нужно – у нас теперь выборные президенты. А оберегание чести смолоду вообще может привести к тому, что жизнь закончится одновременно с этой самой молодостью в доме с мягкими стенами.

Что же делать, если кто-то внезапно поставил себе цель испортить вам жизнь? Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Могу сказать, чего точно не надо делать – не надо терпеть, не нужно всей этой христианской добродетели с подставленной левой и правой щекой. Приберегите своё терпение для мужа, который в очередной раз разбросал носки, или ребёнка, принесшего тройку из школы.


Иногда нужно просто признать, что прямо тут, здесь и сейчас вам делают намеренную гадость и это решение человека нельзя ничем объяснить или оправдать. Понять обидчика тогда тоже не стоит пытаться. Что же тогда делать, когда ты сталкиваешься с таким намеренным, осознанным злом? Всё придумано до нас.

Одним из самых заметных событий в философской жизни 20-го века стала книга Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», которую она написала, наблюдая за судебным процессом над Адольфом Эйхманом. В этой книге женщина-философ проводит свой суд над Эйхманом, сотрудником гестапо, человеком, ответственным за массовое уничтожение евреев. Однако, она не просто описывает деяния этого человека (это было бы скучно), она пытается понять, как этот психически здоровый человек, хороший друг и примерный семьянин, стал одним из главных злодеев века. Наблюдая за судебным процессом над Эйхманом, Арендт делает очень сильный, спорный вывод, с которым невозможно не считаться: «Он [Эйхман] не был романтически чудовищным злодеем. Когда мы думаем о великих злодействах, нам представляются масштабные личности. Это была ничтожная личность, банальная личность. И в конечном счете, он был просто дурак».

Именно этими словами Ханны Арендт я предлагаю руководствоваться в ситуации, когда кто-то внезапно, без объяснения причин объявляет нам холодную войну. Когда человек делает нам зло, единственное, как мне кажется, что можно сделать — ответить ему на его же языке. Просто потому, что, судя по всему, другого языка человек не понимает. Если бы понимал, то вряд ли бы дошёл до подлостей и гадостей. Потому что зло делают жалкие личности, ничтожные личности, банальные личности. Не стоит тратить на них своё понимание или сострадание, нужно просто сделать так, чтобы этот человек больше никогда вас не беспокоил, а в этом хороши любые средства.

Боитесь осуждения? Очень зря. Не зря в наше время так популярен образ Серсеи Ланнистер. Не стыдно быть интриганкой, стыдно позволять себя унижать тем, кто и волоса нашего не стоит. 

Автор: Ольга Восканян

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here