Мало кто знает, что в военные годы московское метро превратилось в настоящий подземный город, который был обустроен всеми необходимыми объектами для жизни человека.
Начнем по порядку.
Еще в 1937 году Метрострой начал строительство спецобъекта недалеко от станции «Кировская» (сейчас «Чистые Пруды»). Расположенный на большой глубине бункер предназначался для штаба противовоздушной обороны Москвы. Вскоре, вместе со строительством второй очереди, началось строительство аналогичного объекта для штаба гражданской обороны на Советской площади.
В 1940-м оба объекта были закончены. А 13 мая 1941 года было принято решение о строительстве аналогичного командного пункта глубокого залегания для НКВД. Проектирование и строительство этого объекта, возложенное на Метрострой, прервала война.
Народная легенда приписывает куратору Метростроя, Лазарю Кагановичу, слова: «Здесь вам не Берлин и не Нью-Йорк — строить только под землей, и как можно глубже!». Неизвестно, сказал он это на самом деле, или нет, но для защиты подземных сооружений принимались серьезные меры. Так, например, вестибюли старались располагать подальше от самих станций, чтобы по местонахождению павильона нельзя было определить, где расположена подземная часть.
В апреле 1941 года Совнарком постановляет считать приспособление метро под массовое убежище первоочередной задачей, наряду со строительством оборонных сооружений. На эти цели выделяются значительные суммы.
21 июля 1941 года руководящий состав Московской зоны ПВО в присутствии Наркома обороны СССР Сталина и начальника генерального штаба Жукова проводил в ставке командно-штабное учение по отражению дневных массированных налетов противника на Москву. Оценивающий результаты Жуков дал высокую оценку действиям штабов, на следующий день наметили условное отражение ночного налета.
Однако, за несколько часов до назначенного учения, в командный пункт ПВО поступила информация от постов визуального наблюдения — на столицу четырьмя эшелонами идет свыше двухсот немецких бомбардировщиков. Доложили Сталину, который принял решение не отменять командно-штабную игру, а прибыл вместе с Жуковым на КП ПВО и наблюдал за отражением реального налета.
Таким образом, первый массированный налет на Москву Главнокомандующий встретил в бункере, близ станции метро «Кировская».
В ту ночь лишь одиночным самолетам противника удалось прорваться к Москве, однако время шло, фронт приближался, и воздушная тревога по ночам звучала все чаще и чаще. Среди задач, поставленных перед вражескими летчиками, было нарушение структуры управления Красной армией. Целями были: Кремль, Генеральный штаб, дача Сталина.
На ночь генштабисты спускались в оборудованное под зданием бомбоубежище, совершенно неприспособленное для постоянной работы. В июле было принято решение перебираться на ночь на станцию метро «Белорусская». После закрытия метро часть станции отгораживалась фанерной стенкой, за ней размещался центральный командный пункт, а в другой части находилось обыкновенное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы.
События на фронте развивались стремительно, и уже во второй половине сентября над Москвой нависла страшная опасность. Стальные клинья на советскую столицу вел сам теоретик танковой войны Гейнц Гудериан. Брянский фронт был уничтожен, дорога на Москву открыта.
Москву уже не спасти, Государственный Комитет Обороны принял решения об эвакуации из Москвы руководителей наркоматов и о взрыве всех основных предприятий города. Взорвать предполагалось и метро — в ночь на 16 число там спешно демонтировалось оборудование.
Москву захлестнула паника. Тысячи, сотни тысяч людей бежали из города со своим скарбом. Машины, тележки, повозки, сплошным потоком уходили на восток. Власть в городе была отдана мародерам и грабителям. Содержимое складов раздавалось уходящим жителям.
Приказ о взрыве и затоплении метро был отменен, поставлена задача в срочном порядке смонтировать обратно оборудование, которое успели разобрать.
Это сумели сделать в предельно сжатый срок, однако метро продолжало работать на половинных мощностях до середины 1942 года, когда наконец завершили восстановление демонтированного.
Был запущен городской транспорт, открыты магазины. 19 октября, решением комитета обороны, в городе вводится осадное положение. Грабежи прекращаются — мародеров расстреливают на месте. Вводится трудовая повинность, сотни тысяч москвичей ежедневно направляются на строительство оборонительных рубежей.
Адольф Гитлер хвастливо обещал провести седьмого ноября, в годовщину революции, парад немецких войск на Красной Площади. В Государственном Комитете Обороны идея проведения парада была признана очень удачной. Председатель московского городского комитета партии Щербаков поначалу не поверил своим ушам, когда Сталин спросил его, где московский комитет намерен провести торжественное собрание по случаю праздника.
В качестве места для проведения собрания было выбрано самое большое на тот момент подземное помещение — станция метро «Маяковская».
Шестого ноября поезда на «Маяковской» не останавливались с самого утра. На платформе расставляли мебель и монтировали трибуну. После шести часов, времени закрытия метро, подогнали поезд, в котором был устроен буфет. Сталин приехал на заседание на поезде со стороны «Белорусской», его точный маршрут не известен по сей день.
На следующий день, как и было обещано, в Москве прошел военный парад, но принимал его не претендовавший на эту роль Гудериан, а маршал Семен Буденный.
Цель была достигнута — весь мир увидел, что Москва не собирается сдаваться. К декабрю наступательная способность гитлеровских войск иссякла, а пятого декабря началось знаменитое контрнаступление, однако опасность еще далеко не миновала.
Предполагалось, что помимо защиты от бомб, метро способно защитить население и от газовой атаки Постановления Совнаркома о приспособлении метрополитена под газоубежище предполагали оборудование его сооружений гермозатворами и фильтровентиляцией и были выпущены еще в начале 1941 года, но к началу 1942 года эта работа так и не была завершена.
Во время воздушных тревог под землей разворачивался целый город. Работали магазины, парикмахерские. На станции метро «Курская» работала библиотека.
В этой обстановке метрополитен продолжал строиться. Весной 1942 года, когда потребность в убежищах снизилась, строительные работы возобновились. Строилось два радиуса третьей очереди — от площади Свердлова до «Автозаводской», этот участок был пущен 1 января 1943 года, и от Курского вокзала до «Измайловской» — здесь поезда пошли 18 января 1944-го.