Я всегда жертвовала собой ради других. Не покупала себе понравившиеся серьги на ярмарке, брала в закусочной бургер подешевле, чтобы купить сыну то, что он попросит, терпела слишком холодный кондиционер в машине, лишь бы мужу было комфортно. Никто меня об этом не просил: так решила я сама, и моим же решением было терпеть этот дискомфорт. Но как-то раз мама сказала мне: перестань жертвовать собой и стань эгоисткой. Я послушалась, и моя жизнь изменилась. Вот какие выводы я сделала.
Я думала, что если я жертвую собой, то помогаю другим людям. Так я искала если не любви, то расположения других. Я терпела чужие ошибки, всегда проявляла понимание и сострадание. Но знаете что? Никто не платил мне той же монетой. Я была великодушна и была готова отдать последнее, но другие как будто не замечали моих поступков. Как будто так и должно быть. Я терпела. Я был внимательной и честной. Я проглатывала обиды и прощала, прощала, прощала. Постоянно извинялась. Для чего? Почему я так делала? Я уже не понимаю.
С детского сада нам втолковывали, что нужно делиться с другими людьми. Словно отдавать – это наше главное предназначение. Взять те же религии: ограничения, страдания и жертвенность являются их основой. Чем больше мы даём, тем больше любит нас Бог, говорили нам. Правда ли это? И как это может помочь нам здесь, в реальной жизни?
Чем больше я жертвовала собой для других, тем хуже они ко мне относились. И это не парадоксально: люди чувствовали мою слабину и воспринимали мои уступки как должное. Со мной общались снисходительно: всё равно же я сделаю так, как надо им. Мною легко было манипулировать.
Но всё закончилось. Я постоянно чувствовала дискомфорт, он был со мной и днём, и ночью. Он разъедал мою душу хуже, чем чувство вины. И я стала понемногу делать шаги вперёд. В любой ситуации останавливала свой порыв прогнуться под кого-либо, внушая себе: «Я у себя одна, пусть другие заботятся о себе сами». Я стала жить так, как живут дети – эгоистичные и счастливые в своей беззаботности.
Отныне я покупаю себе что хочу, стараясь не ограничиваться в деньгах. В конце концов, я их честно зарабатываю. Теперь я перестала быть Миссис Ответственностью: сын забыл взять в школу ланч – его проблема, муж не положил в стирку нужные вещи – пусть стирает сам ещё раз. Это легко. Сначала, когда позволяешь себе быть эгоисткой, немного мучает совесть, взывая к амплуа побитой собачонки. Знаете, которую пнут, а она всё равно ластится к человеку.
Я не стерва и не ставлю свои интересы превыше интересов моей семьи. Но я и не собачонка. Больше нет.