Пассивная агрессия: как остановить энергетического вампира?

0
373

У каждого в окружении, пожалуй, были или есть люди, после общения с которыми человек чувствует себя опустошённым и разбитым. Обычно мы называем таких персонажей энергетическими вампирами, но психологи применяют к их поведению другой термин: пассивная агрессия.

«Энергетические вампиры» постоянно избегают конфликтов, но им нужно куда-то вымещать свои гнев и злобу. Тогда в ход идёт пассивная агрессия, которая может быть неявной, но спровоцировать других людей на гнев. Например, человек будет закатывать глаза и зевать при разговоре с вами или игнорировать ваши звонки. Тогда вы разозлитесь и начнёте конфликт, а «вампиру» оно и надо: он подпитается вашей энергией, попутно притворяясь ни в чем не повинной жертвой обстоятельств.

Пассивные агрессоры попросту манипулируют людьми, чтобы насладиться их негативными эмоциями. Они прикидываются добрыми и беззащитными. Про таких говорят: «Он и мухи не обидит!». На самом деле у агрессора в голове есть чёткий план, сценарий, в котором он – главный герой, а все остальные – пешки в его игре.

Как распознать пассивную агрессию? Она проявляется в нескольких формах. Это может быть сарказм, прокрастинация, саботаж, избегание определенных людей или ситуаций, безответственность, двусмысленные комплименты, демонстрация плохого настроения и уход.


Чем опасна пассивная агрессия? Человек, который ведёт себя подобным образом, изматывает окружающих и усложняет им жизнь. Он строит вокруг себя стену, не желая ничего делать со своей агрессией, и близким сложно его понять и помочь решить эту проблему. Их энергия уходит, и связываться с этим человеком больше не хотят.

Как остановить энергетического вампира? Можно перестать общаться с этим человеком, но в ряде случаев это невозможно: допустим, это ваш начальник или партнёр по бизнесу, а может, супруг или мама.

Первый шаг – заставьте его признать своё поведение и обсудите реальную проблему. Ведь что-то гложет этого человека, что он проецирует свою злость на других таким скрытым способом. Скажите ему, что понимаете его поведение и хотите помочь, предложите рассказать о своих проблемах и страхах и вместе найти решение вопроса.

Но в таком разговоре вы можете наткнуться на множество подводных камней, поэтому, чтобы не разозлить агрессора, будьте доброжелательны, спокойны и аккуратны. Не обвиняйте агрессора ни в чем, наоборот: проявите сочувствие, иначе он закроется, и разговора не получится. Избегайте менторского тона и слушайте: если человек пошёл на контакт, он раскроется перед вами.

Второй шаг – установите границы. Агрессор рассказал вам о своей проблеме: представим, что это ваш муж, и он чувствует себя одиноким и обделённым, потому что вы слишком много времени уделяете работе и детям. Не идите у него на поводу: помните, что агрессор может изображать жертву и бить на жалость, преследуя собственные интересы (а вдруг он сам не работает и его устраивает финансовая зависимость от вас?). Проговорите, какое поведение для вас приемлемо, а какое – нет.

Третий шаг – оцените результаты вашего разговора и решите, хотите ли вы продолжать отношения с этим человеком. Если, например, это ваш подчинённый, который постоянно опаздывает и рано уходит с работы, не отвечает на ваши сообщения и постоянно жалуется на жизнь коллегам, есть смысл уволить его. Ведь вы не психолог, чтобы тратить на него часы своего времени, увещевая посмотреть проблемам в лицо и начать уже работать.

Пассивная агрессия сидит глубоко в человеке и он, возможно, привык сублимировать свою злость таким образом с самого детства, поэтому за один серьёзный разговор вряд ли возможно исправить такое поведение. Но ничего не делать в данном случае – это худший вариант. Особенно, если этот человек вам дорог.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь