Мы часто ссоримся с людьми, потому что не умеем критиковать. Давай учиться. Существуют несколько золотых правил конструктивной критики, соблюдая которые, ты сможешь добиться успеха как в деловом общении, так и в личных отношениях. Критиковать надо умеючи – не ради критики, а ради позитивного результата. Если хочешь, можно считать, что это тоже способ манипуляции – только более мягкий и действенный, чем упреки в лоб или скандалы.
1. Не переходи на личности
Критикуй поступки, а не того, кто их совершил. Представь ситуацию: твой парень потратил львиную долю своей зарплаты на новый сноуборд и экипировку, а вам надо еще платить за аренду квартиры, оплачивать счета и так далее. И ты начинаешь критиковать его, упрекая в инфантильности, беззаботности, в том, что он живет одним днем, а ты вынуждена платить по счетам. Разгорается скандал, и он уходит в закат – на сноуборде ли кататься, горе ли пивом заливать, неважно. Да, отделить личность от поступка порой тяжело, но лучше придерживаться корректной позиции даже с близкими людьми, если не хочешь усугубить ситуацию.
2. Веди диалог
Дай высказаться человеку. Спроси, что он думает о том, что случилось, в чем видит причину случившегося. Если ваши точки зрения не соприкасаются, не переходите на повышенные тона и не устраивайте ссору. Если точка накала совсем высока, лучше предложи выдохнуть и пообщаться в письменной форме. Не в чате, где тоже легко поссориться и навредить своей репутации, а в письмах, где обе стороны могут аргументировано изложить свои точки зрения, немного успокоившись.
3. Не критикуй публично, если это не твоя профессия
Ты не блогер, не журналист, не музыкальный /литературный/кино- критик? Тогда свое негативное мнение о продуктах или людях лучше оставить при себе, если у тебя нет уверенности, что ты компетентный специалист в этой сфере и можешь себе позволить публичную критику. Это правило, к сожалению, не действует на множество людей, проводящих дни, вступая в перепалки в фейсбуке или на других платформах. Некоторым просто необходимо кого-то критиковать, начиная с какого-нибудь Джастина Бибера, который опять обидел фанатку, и заканчивая первыми лицами государства (не обязательно нашего, кстати), которые подписали очередной бредовый указ.
4. Располагай к себе того, кого критикуешь
Начни с хорошего. Постарайся разглядеть в человеке светлую сторону, а потом похвали. Например, твоя подчиненная абсолютно не владеет искусством деловой переписки, и поэтому компания теряет важных клиентов. Но зато она пунктуальна и любит заботиться о коллегах – может, лучше предложить ей занять вакансию офис-менеджера, чем специалиста по рекламе?
5. Не проявляй агрессию
Лучшая защита – это нападение. Таково кредо людей, которые не терпят критики и привыкли идти по головам, а самих хлебом не корми, дай покритиковать других и научить их, как же надо правильно. Что? Да что угодно. Жить, есть, работать, зарабатывать, любить. Признайся, ты избегаешь таких людей? Вот именно. Впрочем, полезные функции у них все равно есть: глядя на этих критиканов, учишься на чужих ошибках. Поэтому, критикуя и споря, не будь агрессором, и к тебе прислушаются.