Эрих Фромм в своем трактате «О любви» писал, что материнская любовь – самая сильная, абсолютная. Она формируется ещё тогда, когда малыш находится в утробе матери, нарастает при родах и взрослении ребёнка. Отцу же установить связь со своим чадом сложнее: он всегда находится словно на периферии отношений матери и ребёнка. Но забывать о нём – значит допускать серьёзную ошибку. Почему так много отцов уходят из семей? Причин много, но одна из них – ощущение брошенности, ненужности, непричастности к процессу воспитания ребёнка и к семье как таковой.
Но эмоциональная связь родителей (и особенно матери) со своими детьми не является постоянной: она меняется в зависимости от ситуации в семье, возраста и увлечений ребёнка. Как же её наладить и не упускать всю жизнь, воспитывая сына или дочь в крепкой, дружной, любящей семье?
Эмоциональную связь матери с ребёнком формируют в первую очередь прикосновения, звуки и запахи. Малыш ещё не родился, но уже чувствует, как мама гладит живот, как прикасается к нему папа, распознаёт звуки голосов родителей. И эти ощущения будут самыми важными в первые два месяца жизни ребёнка.
Когда вы прикасаетесь к своему ребёнку, старайтесь, чтобы руки были тёплыми и нежными: это создаст у него приятные ощущения. Разговаривайте с ним тихим, нежным голосом, не кричите и не плачьте в присутствии малыша, не выясняйте отношения с мужем. Больше носите его на руках и прикасайтесь к нему: сейчас очень много удобных слингов и рюкзачков для мам и пап. Давайте ребёнка на руки папе как можно чаще, пусть они привыкают друг к другу. Если вы не кормите грудью (а это главный способ установить эмоциональную связь с малышом), а используете искусственное вскармливание, пусть папа тоже кормит его из бутылочки.
В возрасте около 5 месяцев ребёнок начинает копировать мимику и поведение матери: это так называемое «поведение привязанности». Он всё больше радуется, когда видит родителей, и грустит, когда родители отвлекаются. Малыш реагирует на улыбку мамы, агукает, обнимает и гладит её – всё это свидетельствует о том, что эмоциональная связь установлена.
С 2 до 5 лет детям нужны не только родители, но также и социализация. В этом возрасте малыши идут в детский сад, где учатся общаться в коллективе сверстников и быть дисциплинированными. Но это вовсе не значит, что родители должны сбавить обороты в выражении любви к своему ребёнку. Нужно проявлять к малышу внимание, расспрашивать о том, как прошёл день в садике, заниматься с ним совместным творчеством, ходить на прогулки, посещать развивающие занятия, читать малышу. Обратите внимание на то, чтобы ограничить время, проведённое ребёнком у телевизора (или за планшетом). Конечно, яркие мультфильмы и игры очень интересны для детей, но пристрастие к гаджетам отдалит малыша от родителей, сделает нервным и раздражительным. Лучше посвящайте ребёнку как можно больше своего времени: не сидите часами в соцсетях, пока он смотрит мультики, а лучше полепите из пластилина, смастерите книжку или сходите на детский спектакль. Дети растут быстро, и потом вам самим будет не хватать общения со своим чадом.
В младшем школьном возрасте на ребёнка возлагают еще большую ответственность: он начинает ходить в школу, а там всё серьезно. Больше нет тихого часа, песочницы и весёлых игр. Внимательно следите за состоянием своих детей: возможно, они переутомляются, возможно, в школе их подвергают травле или, как модно сейчас говорить, буллингу. Старайтесь не контролировать его явно, но подмечайте психическое состояние и будьте готовы реагировать. Располагайте к себе ребёнка, чтобы он доверительно рассказывал вам о том, что происходит в школе, помогайте делать уроки. Если у него что-то не получается, он подавлен и расстроен – не давите. Не надо насильно делать из него вундеркинда. Предоставьте ребёнку шанс учиться в силу своих возможностей и не душите в нём таланты, которые дают о себе знать ещё в раннем детстве. Быть может, у вас растёт великий музыкант, художник или сочинитель?