От детской агрессии не застрахован ни один родитель. Даже если ты воспитываешь ребёнка в полном мире и гармонии, малыш всё равно однажды столкнётся с негативом окружающих и с собственными негативными чувствами. 

Конечно, воспитание ребёнка и формирование его личности – это дело семьи. И любой негативный опыт родительских взаимоотношений между собой или опыт агрессии, направленный к нему, ребёнок принимает и запоминает.

В дальнейшем это может серьёзно отразиться на его общении с окружающими людьми. Но даже если в семье у взрослых между собой идеальные отношения, а малышу, казалось бы, неоткуда черпать негатив, от агрессии он всё рано не застрахован. И дело вот в чём.

Психолог Елена Первухина объясняет: в детской агрессии нет ничего плохого.


Во-первых, это этап взросления, через который проходят все малыши. Как только ребёнок встаёт на ноги и начинает изучать этот мир, он применяет различные методы познания. В том числе и проявление агрессии. Он думает: «А какой будет реакция, если я, например, толкну или отниму игрушку?». У него ещё нет чётких границ, отсутствуют законы и правила.

Во-вторых, агрессия — это наш потенциал. По сути, человек бы ничего не добился в жизни, если бы не было этого чувства. Для того, чтобы отстоять себя, сделать какие-то серьёзные шаги в жизни, нужно некое агрессивное действие.

В-третьих, стоит отметить, что любые проявления детских истерик, которые рано или поздно случаются у малышей — также проявление агрессии.

Бороться с детской агрессией и отвечать такими же эмоциями нельзя. Психолог рекомендует применять следующие методы. 

Если ребёнок ещё совсем маленький (год-три), задача родителей: всегда быть рядом. Именно мама или папа являются проводниками для ребёнка в этом мире. И чем младше ребёнок, тем больше должно быть родителей в его жизни. Задача мамы и папы – создание ситуации, в которой ребёнку будет комфортно.

Например, в адрес ребёнка другой проявляет агрессию. В случае конфликтной ситуации, когда один из детей пытается забрать игрушку, толкается, обзывается или проявляет агрессию, надо оценить обстановку. Если рядом есть мама агрессора, и она делает замечание наследнику, не вмешивайся. Если же таковой не имеется, бери инициативу в свои руки. В настоящий момент ты для своего ребёнка — образец поведения. Нужно спокойным, но твёрдым голосом сказать, что так поступать нельзя. Дети-агрессоры обычно отлично воспринимают критику со стороны и прекращают вести себя плохо. В свою очередь твой ребёнок будет запоминать такую модель поведения. И когда он вырастет, сможет точно так же спокойно и твёрдо заявить: «Нет, меня обижать нельзя. Нельзя трогать мою игрушку».

Если же перед тобой ситуация, когда маленький человек решил замахнуться лопатой или кулачком, важно успеть перехватить этот момент. Ласково уведи руку ребёнка и опять же спокойно, но твёрдо объясни, почему так делать нельзя.

Допускать, пока один ударит, а другой ответит — категорически нельзя. Это не защита, а формирование неправильной модели поведения. Если поощрять или закрывать глаза на то, что ребёнок дерётся, в итоге мы получим общество, в котором люди будут уверены: бить — это неплохо. Такие личности будут пытаться договариваться «кулаками». Но разумные люди понимают же, что это неконструктивный метод ведения диалога. А вот спокойный и твёрдый тон — как раз путь к развитию здорового общества.

Кстати, о диалоге. Когда ребёнок научиться не решать конфликты с помощью применения физической силы, может получиться так, что он будет ругаться, в том числе и нецензурно. Это поведение — новое проявление агрессии. Малыш понял, что свои эмоции можно выражать с помощью слов, и теперь широко использует это. Психолог предупреждает: если ребёнок начал ругаться, паниковать не надо. В этом случае развитие идёт нормально. А когда малыш подрастёт, он может, например, начать ябедничать. Это также проявление агрессии и нормальный ход формирования личности.

То же самое касается отношений родителей и детей. Например, некоторые малыши ради забавы кусают родителей. Те, в свою очередь, также прикусывают ребёнка, мол, посмотри, мне больно. Это не метод погасить агрессию. Получая аналогичную реакцию на свою агрессию, ребёнок понимает, что так можно вести себя, такое поведение приветствуется и не запрещается. Это в корне неправильно. Опять же, в случае такого поведения нужно спокойно объяснить ребёнку, почему именно так делать нельзя.

Не стоит бояться, что ребёнок, который научится говорить твёрдое «нет», «нельзя», «не трогай», будет, так называемой, «белой вороной» в обществе. Наоборот, именно изгои не способны заявить о себе, они боятся, что их подавят.

Конечно, крайне важно учить ребёнка с самого раннего детства отстаивать свои личностные границы и говорить окружающим «стоп». Потакать агрессии и закрывать на неё глаза нельзя. Но вот что делать, если у ребёнка наблюдается неконтролируемая и необъяснимая агрессия?

В этом случае прежде всего нужно найти её источник. Попробуй поставить себя на место ребёнка: почему бы ты себя повела таким образом в предложенной ситуации? А может, у тебя есть какие-то накопившиеся обиды? Или же на тебя не обращают внимания? Надо докопаться до истины, понять, что именно не устраивает ребёнка. Агрессия — лишь симптом, который указывает на какую-то проблему. Быть может, ребёнка не ценят в семье, не уважают как личность? С помощью агрессии он пытается докричаться до родителей?

Порой довольно сложно самим справиться с агрессией ребёнка и приходится обращаться к психологу. В этом нет ничего страшного. Ведь гораздо печальнее отпускать эту ситуацию, не искать решения, а в итоге прийти к тому, что уже ничего невозможно исправить. И в конечном итоге общество получит обиженного на весь мир агрессора.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Елену Первухину.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here