Психология хита: почему некоторые песни становятся такими популярными?

0
5992

В фейсбуке который день рьяно обсуждают новый альбом Монеточки и два трека, которые её продюсер якобы украл у Фаррела Уильямса и ещё кого-то. Многие комментаторы придерживаются такого мнения: пусть мелодия и знакомая, неважно, сплагиатили её или перекупили, главное – чтобы песня «качала». Мол, и в использовании известных хитовых битов нет ничего зазорного – народу нравится. Так как же песни становятся хитами, которые звучат из каждого утюга? Какова она – формула идеального бита или лирики, которая вознесёт песню на вершины чартов?

Учёные Джона Бергер и Грант Паккар провели исследование, опубликованное в журнале Psychological Science. Используя рейтинги Billboard, исследователи выбрали данные ранжирования с 2014 по 2016 год для семи жанров музыки: поп, рок, кантри, рэп, танец, ритм и блюз и христианская музыка. Итоговый набор данных включал в себя 1887 уникальных треков.

Затем Бергер и Пакард исследовали совпадения слов в текстах песен. Так они получили десять самых популярных тем: гнев и насилие, движение, танец, семья, девочки и тачки, безответная любовь, страсть, позитив, духовность и уличная жизнь. После этого учёные выяснили, какие темы наиболее популярны в каждом из конкретных жанров. Так, рэперы читают про уличную жизнь, про насилие и гнев, а в кантри-музыке популярны темы дороги, машин и девушек.

Исследователи предположили, что хитами становились песни, которые были нетипичными для своего жанра. Например, если в хорошем танцевальном треке есть ещё и сильная лирика, то шансы на то, что этот трек станет хитовым, возрастают. К тому же, нельзя исключать и феномен «вируса». Сделать песню вирусной может что угодно: странный неологизм (вспомните Катю Лель с её джага-джагой), сам исполнитель (а тут вспомните Пьера Нарцисса с его шоколадным зайцем – ласковым мерзавцем или, что ещё лучше, Кончиту Вурст), обсценная лексика (тут, безусловно, надо упомянуть «Лабутены» Ленинграда).


Вернёмся к исследованию. Учёные пишут, что успешная песня должна быть в рамках жанра – но настолько, чтобы вызвать у любителей этого жанра чувство его узнавания. При этом хит должен быть настолько не похож на другие песни этого жанра, чтобы его слушали как новый и захватывающий. Этим Бергер и Пакард объясняют популярность ремиксов, которые могут стать популярными отчасти потому, что они добавляют новое звучание любимым мелодиям.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here