Гордишься своей независимостью? Свобода мысли, свобода слова, свобода выбора – с ними так просто почувствовать себя хозяином положения. Никто не навязывает тебе, как жить, как любить, как думать. Ты самостоятельно решаешь, кем ты хочешь стать, кто тебе нравится и что ты будешь делать со своей внешностью. Да, самостоятельно! Да… Или всё-таки за тебя это делает современная реклама?
Обилие выбора, о котором речь шла в предыдущей статье, на самом деле создаёт лишь иллюзию выбора. На рынке может появляться огромное количество товаров, предлагающих самый широкий ассортимент чего угодно, но не ты решаешь, что из этого купить. Решает реклама.
Конечно, ты можешь решать, какую рекламу ты хочешь видеть, но у неё существует множество инструментов, которые способны управлять твоими вкусовыми рецепторами на расстоянии. Да и не только вкусовыми рецепторами! Желаниями, капризами, верой, мечтами. Если хорошенько задуматься, возможно, ты поймёшь, что истоки твоей самой большой мечты лежат где-то рядом с рекламой. Может, эта твоя невероятная тяга к путешествиям и покорению Эвереста от того, что в детстве тебе в руки попалась привлекательная обложка журнала с горами, которая посеяла зерно авантюризма и духа приключений.
Даже на так называемый «типаж» влияет реклама. Думаешь, выбор блондинок или брюнеток, бородатых или гладко выбритых – это сугубо твои личные предпочтения, сформированные «годами и большим опытом»? Скорее всего, нет. Скорее всего, эти убеждения появились у тебя в связи с тонкой и незаметной работой рекламы.
Тебе никогда не приходило в голову, что некоторые рекламные ролики, увиденные в детстве, ты помнишь до сих пор? А вот заученные наизусть и повторенные сотни раз стихи почему-то выветрились из памяти? Всё потому, что реклама делает всё, чтобы она тебе нравилась. Чтобы тебе хотелось её вспомнить. Чтобы вы стали лучшими друзьями.
Да-да, начиная с раннего и юношеского возраста реклама берёт тебя в оборот и начинает формировать потребности, желания и убеждения. Она знает про тебя всё (или почти всё), поэтому умеет управлять твоими решениями как своими собственными. Она пристально за тобой наблюдает, определяя триггеры, мотиваторы и барьеры, жонглируя ими от случая к случаю.
Думаешь, каждый человек уникален? Для рекламы мы все делимся на вполне чёткие и легко определимые группы, где нет уникальных, есть только одинаковые – потребности и покупательские привычки. Есть так называемые инсайты – глубинные чувства и желания, присущие всем людям. Именно инсайты нас и объединяют. Все девочки в детстве играли в дочки-матери и мечтали быть похожими на свои куклы – это инсайт (на нём базируется ролик). Все матери переживают за своих детей и готовы ради них на невероятные жертвы – это инсайт (на нём базируется ролик). Эти инсайты для всех одинаковые, какими бы разными мы в действительности ни были.
Именно это стремление к усреднению и шаблонам очевиднее всего влияет на твои отношения. Открой любой журнал или Инстаграм и посмотри, как выглядят модели. Практически ничем не отличающиеся друг от друга копии, которые рекламируют самые различные товары и услуги. Они все выглядят одинаково и все они тебе нравятся. Это их работа – быть объектом вожделения или примером для подражания. Потому что от того, хочешь ли ты на них походить или просто хочешь ли ты их, зависят многомиллиардные продажи крупных корпораций… и твоя обычная жизнь. Какую косметику ты купишь, с какой девушкой познакомишься, в какой клуб пойдёшь, решишь ли ты качаться – всё это стимулируется красивыми моделями с обложки и рекламой.
Даже поиски идеального партнёра и постоянная их смена говорят о том, что ты во власти рекламы. Она навязывает тебе идею обновления: «устаревшие версии» нефункциональны, нужно покупать новые. Мы привыкли всё менять, покупать что-то лучше и свежее. Неужели это стремление не затронуло и наши отношения? Ведь в любви мы тоже ищем чего-то погорячее и бросаем тех, с кем чувства уже не так ярки, как нам хотелось бы.
Реклама определяет наши модели поведения. Подсознательно мы копируем определённые ситуации, которые увидели где-то в роликах или картинках. Они кажутся нам эталоном, поэтому мы стремимся к нему, хотим к нему приблизиться. Мы ссоримся с партнёрами, потому что подсознательно чувствуем, что они недостаточно идеальны, красивы, умны, богаты, сильны, мужественны и т.д. Но откуда у нас в голове эти стандарты красоты, ума, богатства, силы и мужественности? Правильно – из рекламы.
Стратегия сексуальной привлекательности и вожделения, используемая в рекламе несколько десятков лет, пока ещё прекрасно работает и доказывает свою эффективность. Она влияет не только на мужскую потенцию, но и женскую привлекательность. Если сейчас в моде худые и рыбоподобные девушки, то они и будут нравиться мужчинам. Если через пару лет в моду войдут пышечки, то всё поменяется. Ты можешь сколько угодно сопротивляться этому, но потом поймёшь, что реклама действительно делает своё дело.
Противиться этому практически невозможно. Реклама всё равно тебя найдёт и достанет. Это только кажется, что ты можешь настроить фильтры и ограничить её воздействие. В действительности – она повсюду. Но зная это, ты можешь выиграть преимущество. В следующий раз, когда в голову полезут мысли о том, что твой партнёр недостаточно-что-то-там, задумайся, твои ли они – или рекламы. В следующий раз, когда твоё тело вдруг покажется тебе недостаточно-что-то-там, задумайся, действительно ли ты так думаешь – или так хочет реклама. В следующий раз, когда эффектные модели покажутся тебе красотками, а ты и твой партнёр недостаточно-что-то-там, даже не сомневайся – это дело рук рекламы. Зная всё это, жить и любить становится гораздо легче.