Как и в каких ситуациях ребёнок должен извиняться, как научить его этому, рассказала GoRabbit семейный психолог, специалист по осознанному дыханию Любовь Богданова.
Родители обязательно должны научить ребёнка извиняться. Это важный навык поведения в обществе, и если родители понимают, что нужно учить ребенка здороваться, прощаться, вести себя определённым образом за столом, в гостях, в транспорте — то и тому, как выходить из неловких ситуаций, тоже важно ребёнка научить.
Когда человек должен извиниться? Когда он совершил что-то, причинившее неудобство, беспокойство, даже неприятность другому человеку. Обычно это происходит ненамеренно — мы не заметили кого-то и случайно толкнули или не рассчитали свои силы и ловкость и что-то уронили или пролили. Это происходит даже со взрослыми, а уж с детьми тем более, поскольку в силу возраста их ресурс внимания и ловкости ограничен.
Очень важно извиняться правильно (и просить прощения, хотя о прощении мы говорим в более серьёзных случаях). Важно, чтобы ребёнок сам понял, что именно он сделал не так, а главное — что нужно сделать в следующий раз, чтобы такого не повторилось. Поэтому правильное извинение должно звучать так: «Извините меня, пожалуйста, за то, что я вас случайно толкнул. В следующий раз я буду более внимательным, не буду бегать так близко к сидящим людям». «Извините меня, пожалуйста, за то, что я разлил суп. Я сейчас возьму тряпку и всё вытру. В следующий раз я буду внимательнее за столом». То есть слова извинения должны быть не формальностью или наказанием, а полезным уроком и полноценным восстановлением репутации ребёнка и его самооценки.
Отдельно хочется сказать об отношении взрослых к огрехам и оплошностям детей. Нередко взрослые, которых с детства жёстко критиковали и ругали за то, что неизбежно делает любой человек, а ребёнок просто непременно и обязательно — что-то разольёт, разобьёт, уронит, перепутает, забудет и т.д. — сами довольно резко реагируют на такие поступки своих детей. Но у каждого из нас бывают не лучшие дни, и любой может попасть в такую ситуацию. Не нужно из-за пролитого стакана сока превращать ребёнка в преступника и ни на что не годного человека. Это наносит большие психологические травмы и мешает в становлении уверенного и самостоятельного человека, подрывает самооценку и веру в себя.
Многие родители, к сожалению, не имеют представления о том, что должен уметь их ребёнок в том или ином возрасте. От детей ожидают поведения взрослых и ругают за то, что они не в состоянии себя так вести. Здесь родителям необходимо задуматься о своём навыке воспитателя. Потрудитесь узнать, реально ли для ребёнка в его возрасте, например, спокойно стоять в очереди полчаса или не шуметь на двухчасовом концерте.
А ещё вспомните, обучали ли вы ребёнка правильным действиям именно в такой ситуации. Ведь у ребёнка не могут взяться навыки «сами по себе», его обучать надо. А обучение, как известно, требует времени и состоит из объяснения (для детей в как можно более увлекательной и интересной форме), затем многократных повторов.
Так что если ваш ребёнок до сих пор чего-то не умеет, скорее всего, вы просто не научили его этому. Осознав это, можете вместо требования извиниться на первый раз сказать: «Знаешь, вообще стоило сделать вот так. Но я понимаю, что ты этого ещё не знаешь, ты не умеешь так делать, потому что мы с тобой об этом ещё не говорили, и у нас в жизни эта ситуация возникла первый раз. Давай я тебе сейчас все расскажу, и ты потренируешься».
Если ребенок причинил вам физическую боль, не скрывайте это от него, но постарайтесь объяснить, что вы не держите на него зла — он и так достаточно наказан своим испугом при виде страдающего родителя. Постарайтесь как можно меньше «виноватить» ребёнка — лучше совершенствуйте свои родительские навыки.
Да, это необходимо. Ответственность за свои поступки у ребёнка нужно развивать с малых лет. До двух лет ребёнку надо показывать, что плохо, а что хорошо. А после двух лет дети часто совершают поступки вопреки запретам родителей, и тут важно не упустить этот момент: до малыша надо донести, что так делать нельзя и за это будет наказание. Моей дочке Диане сейчас 2,5 года, и она как раз учится этому. Но аккуратно и нежно. А до этого возраста лучше перетерпеть, иначе можно сломать малышу психику. И в возрасте примерно трёх лет — конечно, учитывая, что все малыши разные, — нужно учить детей извиняться, если обидел кого-то словом или физически. Например, если он порвал книжку, то должен под вашим присмотром её заклеить. А если порвал чужую, то и заклеить, и вернуть, и сказать «прости».
Детский психолог, кандидат психологических наук Татьяна Соколова выделила ещё ряд тезисов, о которых не многие родители знают.
Ребёнок не обязан просить прощения за действия, которые не считает несправедливыми. Представления о справедливости детей дошкольного возраста сильно отличаются от представлений, например, подростка. Если дошкольник ревнует маму к младшему брату или сестре, и по этой причине обижает младшего – для него это вполне праведный гнев, за который он не захочет просить прощения.
Дети до 6-7 лет не умеют «вставать на место» другого человека, поэтому они не всегда могут понять, что кого-то обидели. Такая особенность мышления дошкольников в норме к школе преодолевается, ребёнок её перерастает и становится более восприимчивым к состоянию других людей. Соответственно, начинает понимать в каких ситуациях нужно извиняться и, главное, почему.
Существуют так называемые стадии нравственного развития, согласно которым ребёнок начинает учитывать ценности, мнения и убеждения других людей в период от 13 до 17 лет.
Прививая ребёнку умение приносить извинения взрослым не следует ожидать от маленького ребёнка глубинного осознания своего проступка. Детский мозг вызревает постепенно, и многие вещи он просто не в состоянии осознать раньше времени. Сначала он приучается извиняться, потому что «так мама велела», со временем учится ставить себя на место другого человека и уже сам испытывает потребность принести извинения в случае необходимости (младший школьный возраст), и лишь к подростковому возрасту ребёнок начинает понимать глубинные нравственные нормы и сложные моральные категории, такие как «долг», «личные ценности», «конфликт интересов» и пр.