Вторая часть фильма «Стражи галактики» – один из бесчисленных (пятнадцатый, если быть точной) кинокомиксов Марвел со всеми их особенностями: гротескные друзья и враги главного героя, большое количество фансервиса ради фансервиса (не в эротическом плане – поглаживаются совсем другие стороны зрительской души, но об этом позже), нарочито яркая картинка.
Но в том, что касается сюжета, последние картины Марвел всё дальше уходят от собственно комиксов, которые обычно представляют у них едва скреплённую логикой мозаику пафоса и любования гротескными и непрактичными деталями образов персонажей. Особенно хороши «Стражи галактики» и, судя по второй части, склонны становиться чем дальше, тем лучше. Давненько не доводилось зрителю так верить сюжету, где действуют говорящие деревья и насекомые с весьма молочными железами. Может быть, последний раз лет в двенадцать, и то в силу возраста.
Сам сюжет оригинален очень в меру. Стражи Галактики выполняют работёнку для космического народа, называемого суверенами: спасают некие редкие батарейки (да-да, батарейки) от монстра, больше всего похожего на микробов из рекламы чистящего средства для унитазов. В качестве награды за спасение они получают сестру одной из Стражей, Гаморы, которую намерены позже обменять на деньги – за голову сестрёнки назначена награда в другой части Галактики. Такие вот сложные экономические схемы.
Тем временем ещё один страж, енот-трикстер Ракета, крадёт часть батареек просто потому, что может, попутно нахамив священной особе суверенов. Разъярённые суверены преследуют стражей с намерением стереть последних в порошок, но тут из ниоткуда выныривает настоящий папа Питера Квилла (главного героя, у которого есть ещё и приёмный отец – на случай, если вы не смотрели первую часть и не собираетесь срочно навёрстывать).
Папа всех спасает и привозит к себе домой, на планету, созданную словно в начале семидесятых, под влиянием хиппи-пацифизма, футуризма и ЛСД. Собственно, как мы узнаём очень быстро, папа и есть планета, и, в силу биографии, ничто из начала семидесятых ему не чуждо. А тот бородатый мужичок, с которым герои разговаривают – половой орган этой планеты, поскольку она одержима размножением и распространяет своё семя по Вселенной. Так что теоретически у Питера немало братиков, сестрёнок и сиблингов другого пола.
Если вам кажется, что всплывает уже многовато родственников, я для начала добавлю: ещё фигурируют мама Питера, отец Гаморы и дети одного из стражей, Дракса. Поскольку фильм практически полностью, со всеми гэгами, приключениями, взрывами, намёками и недомолвками, посвящён нездоровым отношениям в семье. И, к слову о семье, чтобы примерно наказать Питера и его команду, оскорблённые суверены нанимают приёмного папу Питера Йонду, атамана разбойничьей шайки.
И большие семейные разборки начинаются.
У всех родственников, в кадре и за кадром, есть несбывшиеся ожидания, накопившиеся претензии и горы вины друг перед другом.
Небулу, сестру Гаморы, мучил их отец за то, что она была хуже сестры. Каждый раз, как Гамора превосходила Небулу, от последней отсекался кусок и заменялся на неживой, кибернетический элемент — с целью улучшения. В результате Небула постоянно испытывает сильные боли, но да, она стала крута, достаточно крута, чтобы попытаться хоть раз победить сестру в драке и, например, убить.
Что этот полуфантастический рассказ, как не метафора ситуации, в которой оказываются миллионы нелюбимых детей, от которых постоянным психологическим насилием отрезаются и отрываются куски их живого “Я” в наказание за то, что они не таковы, какими хотелось бы видеть родители, или, честнее, в наказание за само их существование?
Мама рассказывала Питеру о том, что у него где-то среди звёзд есть отец, совершенный мужчина, красивый и добрый. Как ему было принять отчима, неуклюжего, закомплексованного, не умеющего проявлять любовь иначе, как грубыми шутками и не менее грубой заботой? Всё детство Питера оказалось отравлено образом идеального, но недоступного отца. Тем больнее было открытие правды о биологическом отце, который оказывается в самом буквальном смысле ходячим членом, губительным для всего и всех, кому должен бы давать свою любовь и поддержку.
Жизненная ситуация, не правда ли?
Эти две истории — лишь две нити из клубка глубинных семейных травм, с которыми мы сталкиваемся в кинокомиксе, созданном, кажется, для мелькания красочных, ирреальных, полуигрушечных образов золотых людей, пилотов-геймеров, карикатурных пиратов и не менее карикатурного глупого-но-могучего спасителя Вселенной (одного из спасителей, конечно). Будем честны, здоровые отношения в семьях, личные истории без насилия того или иного рода, без яда иллюзий и разочарований скорее редкость, чем норма жизни. Истории персонажей похожи на крутящийся вал с крючками, цепляющими то одного травматика в зрительном зале, то другого. Не прослезиться будет очень трудно. Зато скрыть слёзы — очень легко Потому что шутки и повороты сюжета заставят вас смеяться в голос, до слёз. Невозможно сдержаться, глядя на малыша Грута, раз за разом ставящего команду в ситуации, которые так знакомы родителям, на умопомрачительную степень социальной неловкости Дракса и уж, конечно, слушая грубые и изумительно меткие подколки от енота Ракеты. Каждые пять минут герои заставляют зал буквально взорваться смехом.
Потому что никто не умеет так шутить и так смеяться, как тот, плоть души которого вскрыта ранами до самой кости.
Кстати, ужасно нелепая метафора. Просто оставлю её здесь.