“Охотник за разумом” – напряжённая драма о деятельности двух агентов ФБР, которые первыми догадались проанализировать и использовать мысли серийных убийц на благо закона. Исследования стали толчком к развитию новой науки – криминальной психологии. Сериал основан на реальных событиях: по мотивам книги Джона Дугласа.

Редкий человек не содрогнётся, прочитав в криминальной хронике о маньяке-извращенце. Одна мысль о причинённых жертве страданиях – отталкивает, вызывает чувства страха и омерзения. Но фильмы о самых изощрённых злодействах часто занимают высокие позиции рейтингов, получают премии и награды. Непредсказуемый напряжённый сюжет, неожиданная развязка, противоречивые эмоции, выразительные образы – выход очередного триллера ждут миллионы поклонников жанра.

Крючки работают безотказно – на кону не деньги, а жизнь или возможность лишиться её самым ужасным способом. Контраст добра и зла максимален. Поиски безжалостного расчётливого жестокого палача держат внимание до самых финальных титров. «Молчание ягнят», «Тревожный вызов», «Пленницы», «Настоящий детектив», «Кто вы, мистер Брукс» Страшно? Да. Цепляет? Несомненно.

Сериал «Охотник за разумом» заявлен как драма. Что ж, первая серия вполне соответствует – долгие разговоры, герой-идеалист, Америка семидесятых, никаких картинок расчленённых тел крупным планом (заставка и взорвавшаяся за долю секунды голова в самом начале не в счёт). С каждой сценой напряжение нарастает, шокирующие подробности и нелицеприятные первопричины вырываются наружу. И вот уже драма превращается в добротный детективный и психологический триллер.


Исполнительный продюсер и режиссёр четырёх эпизодов неповторимый Дэвид Финчер («Семь», «Бойцовский клуб», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона», «Игра»). Он, как никто другой, умеет создать особенную мрачную «тягучую» атмосферу, выстроить аскетичные визуально, но наполненные смыслом мизансцены. В одном взгляде героя – больше ужаса, чем в красочной кровавой резне. Точные ёмкие диалоги – дают действию больше, чем любые погони и перестрелки, буквально «приковывают» к экрану.

Два агента ФБР опрашивают уже пойманных маньяков, чтобы выявить причины и закономерности их девиантного поведения. Увлечённые энтузиасты, а поначалу они тратят на беседы своё личное время, становятся первопроходцами, можно сказать, основоположниками криминальной психологии и это конец 70-х ! Всего каких-то сорок лет назад. Дела серийных убийц отличаются от других неочевидным мотивом. Нет ни выгоды, ни явных предпосылок – такой вот своеобразный ребус. Разгадать его раньше никто не пытался. Сотни монстров разгуливали на свободе, уверенные в своей безнаказанности.

Наблюдать за решением головоломки очень увлекательно. Все объекты исследований схожи только в одном, они совершили отвратительные, необъяснимые поступки – в остальном это абсолютно разные люди: толстые, худые, женатые, одинокие, интеллектуально развитые или наоборот. К каждому надо найти подход. Любая неверная интонация, случайное слово приводит к срыву интервью. Встречи напоминают хождение по минному полю – реагировать надо молниеносно.

Главный герой – Холден Форд, после невнятных метаний, вдруг оказывается на своём месте. Он умён, дотошен, амбициозен, ему действительно важно и интересно, чем он занимается – вся его сущность направлена на достижение цели. Он готов терпеть насмешки, преодолевать бюрократические препоны, месяцами жить в разъездах, лишь бы получить результат. Иногда это похоже на одержимость.

Как говорится, вечно можно смотреть на три вещи, одна из них, как трудятся профессионалы: талантливые, нудные, стойкие целеустремлённые. Исполнитель главной роли – Джонатан Грофф очень убедителен, просто умница.

Параллельно, отдельной темой, показаны взаимоотношения между сотрудниками федерального бюро. Белым воротничкам, которые строчат отчёты в кабинетах, не понять проблем тех, кто видит изувеченные, изнасилованные трупы, кто ежедневно заходит в камеру к опасным преступникам. Система признаёт только регламенты и инструкции, одарённых выскочек не жалует.

В сериале нет навязчивой демонстрации жестокости, нет прямолинейности и однозначной трактовки: только мозаика вопросов – влияют ли внешние обстоятельства на формирование личности извращенцев? Как выследить? Как предотвратить? Возможен ли иной исход? Как остаться беспристрастным и рассудительным? Именно в этом сложном психологизме и есть невероятная притягательность. Ведь не так важно, как совершено преступление, важно, как пойман убийца! Заглядывая в душу чудовищу, проникая в закоулки чужого нездорового сознания, герои, а вместе с ними и зрители приоткрывают врата ада. Отворачиваться нельзя, ведь где-то там, в глубине омерзительной бездны, скрыт ключ к спасению невинной жертвы.

«Охотник за разумом» – попадание в десятку, при всей его «невзрачности» оторваться невозможно. Один минус: впечатлительным к просмотру не рекомендуется.

Автор: Зорина Екатерина

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here