Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Пифагор
Почему люди бывают злыми, грубыми и бестактными хамами?
Не бывает плохих людей, бывают те, кому плохо, как точно подмечено в одном из статусов. Или бывают те, кто считает себя плохим или недостойным и ведёт себя соответственно.
Счастливые люди уж точно целенаправленно не мешают счастью других, даже если не способствуют.
Как правильно вести себя с неприятным собеседником? Во-первых, не относить все его слова и действия на свой счёт.
Во-вторых, постараться понять, чем ваше поведение задело его «больное место», по возможности отнестись с сочувствием и понимаем. Придерживаться правила: лучший способ победить врага – это его полюбить!
Иногда подобные попытки бывают безуспешны, а, предположим, общаться с этим человеком приходится в силу профессиональных обязательств или родственных (например, с клиентом, начальником, гаишником, по телефону, с тёщей, зятем и т.д.)
Есть несколько типов неприятных собеседников, условно поделим их на несколько групп, вот они:
«Нигилист» — часто выходит за рамки беседы. В ходе беседы ведёт себя нетерпеливо, бывает несдержан и возбуждён. Своей позицией и подходом смущает собеседника и неосознанно подталкивает его к тому, чтобы он не согласился с его тезисами и утверждениями.
«Всезнайка» — на всё имеет свое мнение, постоянно требует слова и проявляет инициативу, которая подавляет собеседника.
«Говорливый» — часто бестактно и безо всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады.
Хладнокровный неприступный собеседник — чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной беседы. Всё кажется ему недостойным его внимания и усилий.
«Важная птица» — такой собеседник во всём видит критику. Чувствует и ведёт себя как личность, стоящая выше остальных собеседников.
«Почемучка» — кажется, что он участвует в беседе, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы.
«Осторожный» — он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или смешно.
Незаинтересованный собеседник — тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотно спал всю беседу.
Иногда к подобным типам поведения могут намеренно прибегать люди, обладающие манипулятивными целями. Во многих же случаях такие стили поведения не более чем «маски», скрывающие раны и травмы человека, своеобразное защитное поведение.
Можно предпринять следующие меры противодействия, чтобы сохранять своё душевное спокойствие и не забывать о поставленных целях.
В беседе с Нигилистом, жёстко отвергающим ваши предложения, целесообразно обсудить и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала основной части беседы. От вас требуется оставаться хладнокровным и стремиться сохранять необходимый уровень компетентности. Следить за тем, чтобы, по возможности, решения формулировались словами Нигилиста. Постараться узнать истинные причины его нигилизма, поговорив с ним с глазу на глаз, в доверительной атмосфере. В очень сложных случаях — настоять на том, чтобы разговор был приостановлен, и продолжить его позднее, когда «головы остынут».
В беседе с Всезнайкой, забивающим вас своими знаниями, следует время от времени напоминать, что другие также хотят высказаться. Дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения. При спорных утверждениях предоставить слово другим участникам беседы для выражения их точки зрения. Иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые, в случае необходимости, могут ответить те, кто участвует в беседе.
«Говорливого» собеседника, берущего инициативу на себя, следует с максимальным тактом остановить и спросить, в чём он видит связь с обсуждаемым вопросом. Узнать мнение других участников беседы, в случае необходимости ограничить время всей беседы. Следить, чтобы он не переворачивал проблемы «с ног на голову» только затем, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.
При разговоре с «неприступным» собеседником необходимо попытаться заинтересовать его предметом обсуждения, спросить, например: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что было сказано? Интересно узнать почему». Попытаться выяснить причины такого поведения.
В ходе делового разговора с лицом, носящим маску «важной птицы», нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя в беседе. Нужно незаметно предложить ему занять равноправное с остальными участниками беседы положение, не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих людей. Помнить о вашей цели беседы. В разговоре использовать метод «да, но…».
В беседе с «осторожным», ставящим много вопросов, все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же переадресовывать всем участникам разговора, а если он один — ему самому. На вопросы информационного характера отвечать сразу и сразу же признавать его правоту, если нет возможности дать нужный ответ.
В беседе с «незаинтересованным» собеседником следует задавать вопросы и придавать теме беседы интересную и привлекательную форму. Задавать стимулирующие вопросы и попытаться выяснить, что интересует лично его.