Многие театралы и сами режиссёры считают, что насладиться настоящим, “живым” театром можно лишь в камерных постановках на малых сценах. Только здесь актёры играют на расстоянии вытянутой руки, а зритель чувствует себя непосредственным участником разыгрываемого действия.

Список лучших камерных спектаклей мог бы быть весьма длинным, но к концу театрального сезона афиши становятся короче с каждым днём. Попробуем выбрать семь лучших спектаклей из тех, что ещё идут в московских театрах.

1. В театре “Сфера” – премьера. Здесь ставят спектакль “Фиеста” по роману Эрнеста Хемингуэя “И восходит солнце”. Сегодня героев спектакля называли бы “комбатантами” и лечили от ночных кошмаров о прошедшей войне. А во времена Эрнеста Хемингуэя таких называли “потерянным поколением”, и от послевоенного стресса они лечились сами с помощью друзей, алкоголя и женщин. Безумная поездка на фиесту — испанскую корриду, где льётся кровь быков и матадоров, должна помочь им снова почувствовать вкус к жизни, пусть и временно, окунуться с головой в самозабвенную любовь и мужскую дружбу.

2. Действие спектакля “Антракт” проходит в провинциальном областном театре, где много лет подряд ставят один и тот же спектакль, а за кулисами обсуждают одни и те же сплетни и интриги. И вдруг в театр возвращается прославившийся в столицах режиссёр Павел, чтобы ставить скандальную пьесу “Монологи вагины”. Провинциальные актёры и худрук театра принимают эту идею и режиссёра в штыки. Но и самому Павлу скандальная постановка нужна лишь как повод, чтобы пообщаться с актрисами, которые когда-то были ему близки. После столичной жизни он хочет устроить себе личный “антракт” в когда-то родном для него театре, чтобы переосмыслить свою жизнь.


Авангардный режиссёр спектакля “Антракт” Наталья Когут считается ученицей Олега Табакова и Романа Виктюка, но удачно прописалась в “Театре Луны” Сергея Проханова, где ставит спектакли в “прохановском стиле” — стиле фантастического реализма.

3. Не стоит думать, что камерный – это обязательно очень серьёзный спектакль. Малой сцене подвластны все жанры большой сцены: трагедия, драма, фарс и комедия. Художественный руководитель “Театра на Юго-Западе” Валерий Белякович умеет привлечь аудиторию необычной ситуацией. Например, берётся научить жить сразу с двумя жёнами! Скажете, жить на две семьи невозможно? Герою спектакля “Слишком женатый таксист” это удаётся легко: ведь для того, чтобы обе жены ничего не знали друг о друге нужно всего лишь иметь удобный рабочий график. Как у таксиста. И, конечно, иметь расписание посещений обеих жен. И всё было бы прекрасно, не спаси он старушку…

Лёгкая, весёлая комедия “Слишком женатый таксист” поможет вам отрешиться от повседневности и получить заряд позитива на долгое время!

4. Художественный руководитель “Театр ЖИВ” Максим Разуваев вообще считает, что настоящий, живой театр существует в пространстве не более ста зрителей. В его “Театр ЖИВ”, кстати, всего лишь 72 кресла. И здесь играют спектакль по древнегреческой трагедии Софокла “Антигона”, которая в древней Греции собирала многотысячные амфитеатры. Сегодня поверить в реальность мотивов идеалистического поступка молодой царевны, выбравшей смерть перед лицом диктатора, можно только на малой сцене, где всё заряжено личной энергетикой актёров, где герои древнего мифа буквально живут среди зрителей. На расстоянии вытянутой руки от зрителя жизнелюбивая Антигона спорит с фиванским царём Креонтом о верности долгу, о любви к своим братьям и любви к своему жениху Гемону, сыну Креонта. И буквально смотрит в глаза зрителям во время своих монологов в ночь перед казнью.

5. На малой сцене театра “Современник” можно посмотреть трогательную женскую сказку о Золушке и трёх феях из ленинградской коммуналки. Спектакль “Время женщин” по известному роману Елены Чижовой, получившей за него премию “Русский букер”, рассказывает о трёх старухах, к которым подселили мать-одиночку. На малой сцене театра “Современник” атмосфера коммуналки 50–60-х годов передана буквально: длинный стол под уютным желтым абажуром стоит на краю сцены, а плита с кипящим чайником установлена прямо перед первым рядом. Мать-одиночка тут же режет лук и, обращаясь в зал, рассказывает зрителям, как приехала из деревни, как забеременела от городского, как врачи не дали избавиться от ребёнка на позднем сроке, как потом пыталась отправить новорожденную девочку к матери в деревню, но старухи не отдали, а взялись воспитывать сами. Эта жалостливая постановка, несомненно, рассчитана на женскую аудиторию, многие из зрительниц наверняка всплакнут. Если не от истории девочки, оставшейся сироткой, то от лука уж точно. На сцене лук режут постоянно…

6. Обзор камерных спектаклей не будет полным, если не упомянуть Театр-мастерскую Петра Фоменко. Моноспектакль “Он был титулярный советник” поставлен по повести Гоголя “Записки сумасшедшего”. Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин взялся читать переписку двух собачек, почитал… а там такая дрянь написана, просто чёрт знает, что такое! Рассказ Гоголя о несчастной любви несчастного человека поначалу звучит с добродушной насмешкой, легко, чуть иронично и даже лирично. Но постепенно повествование обретает мрачные черты фантасмагоричного гротеска, достойного пера Гофмана и Кафки… Не читайте переписку собачек, плохому научитесь!

7. Если брак вас уже не радует, повесьте зеркало над кроватью – это оживит брачные отношения. Такой совет услышат зрители во время спектакля “Зеркало над супружеским ложем” в “Табакерке”. Он поставлен по пьесе знаменитого кинематографиста Вуди Аллена. Как это часто бывает у Аллена, его герои – взрослые и успешные американцы, запутавшиеся в своих отношениях, осложнённых изменами, возвращениями и разводами. Три семейные пары обнаруживают, что все они не те, за кого себя выдавали, находят скелеты в шкафу, хватаются за ружьё, спорят о русской литературе. Ну и, конечно, размышляют о поиске “второго дыхания” в семейных отношениях. И вопрос “А не повесить ли нам зеркало над кроватью?” – это ещё не самый дурацкий из тех, которые задают друг другу персонажи Вуди Аллена.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here