Ключ к счастью — относиться с цинизмом к окружающим вещам

0
108

Знаю, знаю, звучит нелепо, но это правда.
Ключ к успеху, счастью, власти и многому другому лежит вовсе не в страстном желании всё это заполучить. На самом деле он в осознании того, что большинство людских желаний не имеет никакой ценности. Быть богатым, например, не так уж и весело, это рутинная работа. То же самое касается большой любви на всю жизнь. Как и любые отношения, она требует немалых усилий и кропотливой работы. У каждого, даже самого заветного желания есть обратная сторона.
Эта точка зрения совсем не нова, она возникла ещё в древности, у стоиков, которые считали пренебрежение некой формой искусства. Например, римский император Марк Аврелий, будучи на пике власти, отзывался о лучшем вине и изысканных блюдах весьма цинично и презрительно. Он просто каждый раз
, что тушёное мясо – это «мёртвое животное», вино – «старый, ферментированный виноград», даже свой плащ он называл «куском ткани, окрашенным кровью моллюсков».
Почему он отзывался так о еде и одежде (кстати, только император мог позволить носить себе красный плащ), убрав любые восторженные эпитеты? Он делал это потому, что для него эти вещи не имели никакого смысла. А люди, которые не могут увидеть этого, становятся зависимыми от примитивных вещей. Позже Марк Аврелий написал, что причина, по которой он использует настолько жёсткий подход к вещам, заключалась в «возможности снять верхний слой, который «покрывает» все предметы вокруг».
Однако он не ограничился одной едой и одеждой, он напоминал себе также, что секс – это «что-то, трущееся о твой пенис, короткое удовольствие и немного светлой жидкости». Какое грубое и бессмысленное описание полового акта, который является проявлением любви и приносит обоим людям удовольствие! Но с другой стороны, подобные выражения, как нюхательная соль, способны привести в чувства тех, кто имеет склонность к чрезмерному восторгу, который плохо влияет на принимаемые ими решения.
Не то, чтобы стоики были настолько циниками, что отказались от всех мирских благ (ведь тот же Сенека был богат, а у Аврелия была могущественная власть), просто они видели реальную суть вещей. Это позволяло им использовать собственные ресурсы с наибольшей эффективностью, не становясь от них зависимыми. Подобный подход может быть полезен нам всем, он помогает понять одну простую вещь – трава соседа не всегда зеленее.

Когда человек молод и амбициозен, он, как правило, одержим получением того, что психологи называют «условным счастьем». То есть когда наконец мы закончим ВУЗ, заработаем много денег, вступим в брак, родим детей, то проснёмся счастливыми. Нам кажется, что это внезапно-приятное чувство счастья останется с нами надолго. Но лишь со временем приходит осознание, что это недостижимый мираж. Как только мы получаем одно, мы автоматически начинаем хотеть что-то другое. И везде, везде присутствуют проблемы, от которых не убежать.

Эта депрессивная мысль пугает людей. Значит ли это, что все достижения бессмысленны и можно ничего не делать? Значит ли это, что можно есть лишь незатейливую еду, ни к чему не стремиться и не добиваться? Конечно, нет. Нужно лишь иметь реалистичное представление о вещах, с которыми ты столкнёшься. Это поможет извлечь массу бонусов из любой жизненной ситуации.
Во-первых, ты будешь чувствовать себя счастливым прямо сейчас, потому что тебе будет достаточно всего самого необходимого. Во-вторых, ты начинаешь ценить процесс. Например, я не пишу книги только потому, что не имею шансов стать популярным и заработать много денег. Я пишу книги, несмотря на тяжелый творческий процесс, потому что он доставляет мне удовольствие, а результат мне не очень важен. Свобода от ожиданий – ключ к тому, чтобы вложить больше энергии в любое своё творение. 

Марк Аврелий всё-таки умел наслаждаться своей пищей, а я умею наслаждаться вещами, которые окружают меня. Остановиться на пару секунд, чтобы увидеть реальную суть вещей, вот в чём секрет счастья. Везде есть минусы. Ты это знаешь. Я это знаю. Пусть это сделает нас свободными.


ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here