Разбираем наиболее частые ситуации, в которых совершенно незнакомые люди позволяют себе хамить вам. Психолог, коуч, НЛП-специалист Андрей Близняков рассказывает, как правильно осаждать таких людей, но самому при этом не опускаться до оскорблений.
Ситуация: На дороге вы неудачно выполнили манёвр и случайно подрезали другой автомобиль. Водитель выходит и в трёхэтажных непечатных выражениях высказывает всё, что о вас думает.
Что делать: Прежде всего, поймите его – он испугался, и в его организме зашкаливает адреналин, который надо выпустить. Фактически орёт не он, а адреналин. Подождите немного, дайте этой буре улечься. А после максимально спокойным голосом скажите: «Мы все совершаем ошибки: кто-то случайно при перестроении, а кто-то, оскорбляя других людей».
Если оппонент услышит вас, то скорее всего, ему самому будет стыдно за свою вспыльчивость.
Однако если напуганный вами водитель никак не унимается и продолжает горланить, предложите ему вызвать ГИБДД, и прекратите разговор. Главное в такой ситуации не распаляться в ответ и не устраивать соревнований по наиболее изощрённым ругательствам.
Ситуация: Вы выбираете в супермаркете продукты, к вам подходит сотрудник магазина и ворчит по поводу того, что просмотренные товары вы ставите не туда, слишком уж тщательно ощупываете помидоры.
Что делать: Спорить и доказывать свою правоту ни в коем случае не надо. Холодно и спокойно предложите: «Давайте позовём администратора и все вместе обсудим это?!»
«Личные трудности, переживания и проблемы сотрудники должны держать при себе, а не выплёскивать на окружающих. Даже если вы в чём-то виноваты, это не даёт им права обращаться к вам неуважительно», – подчёркивает Андрей Близняков.
Ситуация: На работе начальник наезжает на вас, потому что отдел, которым вы руководите, не справился с поставленными задачами (по итогам месяца, например).
Что делать: Как руководитель вы несёте ответственность за плохую работу отдела, но это не повод выслушивать оскорбления. Так что просто пропустите их мимо ушей и ни в коем случае не принимайте на свой счёт.
Обязательно скажите начальнику, что прекрасно осознаёте сложившуюся ситуацию и ни в коем случае не снимаете с себя вины. Более того – вы уже проанализировали свои ошибки, ошибки своих сотрудников и сделали выводы на будущее, которые позволят вам повысить эффективность работы. Также отметьте, что постараетесь учесть все его конструктивные замечания.
Ситуация: В час пик вы едете в метро, на одной из остановок в вагон пытается влезть женщина, у руках у неё сумки, и она никак не может протиснуться. Чтобы всё-таки попасть в вагон, она толкает вас, а после, вместо извинений, ещё и делает вам замечания, дескать «совсем вы, девушка обнаглели».
Что делать: Не реагировать. Вообще. Совсем. Никак.
Ну если уж очень хочется, пожелайте ей хорошего дня и улыбнитесь во все 32 зуба.
Совет, подходящий для любой ситуации:
«Чтобы скорректировать своё поведение в сложной ситуации, надо заранее подготовиться к ней. А для этого можно проделать одно очень простое упражнение», – говорит Андрей Близняков.
Первое: Представьте себя со стороны в той ситуации, которую вы хотите проиграть (случай, когда вам хамят, естественно, тоже подходит).
Второе: Смоделируйте своё поведение в этой ситуации, доведите своё поведение до совершенства. То есть пусть ваш прообраз действует так, как вы считаете правильным.
Фактически вам надо мысленно «снять кино» про ваше собственное поведение в той или иной ситуации, ощутить себя внутри этой истории. Если говорить о том, как действовать, когда вам хамят, то в вашем кино вы только улыбаетесь в ответ, сохраняя самообладание.
Третье: Представьте, как лично вы сливаетесь с этим идеальным образом.
Если вы это проделаете, ваше поведение изменится автоматически.
Всегда помните: чтобы осадить хама, нужна уверенность в себе и спокойствие. Если у вас с этим проблем нет, то и про хамство в свой адрес вы очень скоро забудете.