Бывший фэшн-редактор и медиа-менеджер Сергей Тонков и его команда St.Friday Socks создают не просто носки с яркими принтами, они создают особое настроение каждый день. На первый взгляд, странная мода на этот недооцененный аксессуар настигла нашу страну с подачи этих ребят, и, что важно, была воспринята более чем положительно.
О том, как мечту превратить в прибыльный, интересный и стильный бизнес-проект, Сергей Тонков рассказал в нашей новой рубрике «История Успеха».
— Сергей, расскажите, почему вы выбрали именно этот предмет одежды?
— До запуска бизнеса я имел к моде только одно отношение: я о ней писал. Я был фэшн-журналистом и находился в поисках свежей идеи. Я хотел чем-то заняться, чтобы это было на стыке творчества и бизнеса. Чуть больше года назад я обратил внимание, что у меня дома стоят два кейса: один с черными носками — он всегда закрыт, второй — с разноцветными, привезенными из разных уголков мира. Меня озарило, и я решил заниматься носками. С момента идеи до появления первого носка прошло 8 месяцев.
— А вообще интересно, как проходит процесс создания каждой пары?
— Процесс очень простой. Сначала дизайнером создается рисунок, который переводится в специальную программу. Технолог адаптирует этот эскиз в специальной компьютерной программе, выводит это на флешку, вставляет ее в машину, которая вяжет. Один носок делается от 3 до 7 минут. Затем он вываливается из машины с дыркой на мыске, мятый и некрасивый. Его проверяют на брак. Потом пришивается мысок, придается форма. Заключительный этап — носок на специальных металлических формах отправляется в печь, где, если совсем по-простому, гладится.
— Как получилось, что вас признали крупные дизайнеры? Какие-то связи поспособствовали?
— Не без этого. Плюс, есть друзьям и знакомые с первых наших коллабораций. Мы встречались с людьми, пили кофе, а дальше возникали идеи. Мы интересны тем, что у нас оригинальный продукт, высокое качество, своё производство, также мы мобильны в плане принятия решений и создания новых моделей.
— Сколько сейчас стоит пара носков вашего бренда?
— Средняя цена — 400 рублей в розницу. У нас есть демократичная линейка, в которой простые рисунки: крестик, полоска, горошек. Они вяжутся в два раза быстрее, чем сложные, и стоят 250 рублей.
— Некоторое время назад было моветоном носить носки под босоножки. Сейчас это снова в тренде. С чем это связано, как думаете?
— Мода в принципе циклична. Любая критика, что дизайнер повторяет другого — глупа. Все это делают. В свою очередь тренды тоже повторяются. История с носками под босоножки — тому подтверждение. Это уже было в моде не раз, в том числе и в 2010 годах. В этом сезоне они вернулись.
— Когда вы начинали свой бизнес, не было ли страха, что люди в России не будут покупать цветные носки?
— Этот тренд сейчас идет в Россию семимильными шагами. Уже в масс-маркетах стали появляться разноцветные носки. Но да, у нас полно тех, что пока не готовы воспринимать носки как одежду, которая может быть фэшн. Но прогресс есть. Еще год назад не было вообще такого запроса — “дизайнерские носки”, мы его создали (смеется).
— Расскажите о начальных этапах: сколько вы вложили в него, с кем начинали?
— Я не буду называть никакие суммы. Мы даже календарный год еще не закрыли и соответствующие подсчеты еще не сделаны. Скажу одно: на прибыль мы еще не вышли. Успеха мы пока что также не достигли. Мы в самом начале пути. Что касается команды, я всегда ищу людей, которые бы разделили ДНК-бренда, то есть мою идею. Первая моя маркетинговая команда была собрана в Санкт-Петербурге. И это стало моей ошибкой. Бизнес надо делать в Москве. Поэтому я уволил большую часть команды и начал искать людей в столице. Сейчас у нас стоит задача стать популярным брендом. Над этим мы все вместе работаем. Запускаем продажи в Duty Free, книжных магазинах. Следом хотим зайти в музеи и делать арт-линейку. Это будут сувенирные носки, на которых изображены картины. Уверен, должно хорошо пойти.
— У вас есть конкуренты?
— Конечно, рынок производства носков существовал и до нас. Но, понятно, что я вижу конкурентов среди всех производителей носков (смеется). На самом деле, моя идея состоит в том, чтобы брендов становилось все больше. Потому что сейчас я это делаю один. Нужно создавать нишу для аудитории. Для этого нужны еще производители. Когда это случится, начнется другая война — маркетинговая. Я не боюсь конкуренции, поэтому с нетерпением жду новых игроков на рынке. Пока что мы сражаемся с ветряными мельницами. Наша основная задача сейчас: доказать всем, что это крутая идея.
— А что вы, в принципе, хотите от этого бизнеса?
— Завоевать мир (смеется). Я хочу сделать этот мир чуточке ярче и добрее. Уверен, что такая маленькая деталь, как яркие и уникальные носки, способна поднять настроение — и их обладателю, и окружающим. И если все вокруг станут оптимистами или просто чаще улыбаться, то значит наша миссия достигнута. И кто знает, быть может после носков мы перейдем к чему-нибудь другому и по-новому взглянем на другие базовые продукты.
— Что вы можете посоветовать начинающим предпринимателям?
— Самый главный совет — терпение. Сейчас кризис в самом разгаре, поэтому еще сложнее строить бизнес. Нужно верить в свой продукт, проверять все гипотезы и не доверять одному себе. Основная задача — общаться с покупателем. Как это делать — решать бизнесмену самому. Но важно знать людей, на которых вы работаете: чего они хотят, о чем думают, почему не берут или берут тот или иной продукт. Это главное.
Фотограф: Вероника Аракчиева
За предоставленный интерьер выражаем благодарность бару «Ветка».