Один знакомый рассказывал про то, как его начальница, благополучно ушедшая в декрет, через несколько лет зашла в гости в свой бывший отдел. С учетом того, как все меняется в офисной среде, за эти годы появилось много нового, а что-то просто ушло. Тем не менее, вопросы, которые задавала начальница, говорили о том, что ее представление об отделе осталось ровно таким же, как и в последний рабочий день перед уходом в декрет.
Подобное часто происходит с нами и в повседневной жизни. Люди, с которыми мы не общались несколько лет, нам кажутся такими же, как были тогда. Города в которых мы не давно не были, представляются нам точь-в-точь, какими мы их оставили последний раз. Да что там далеко ходить за примерами – родители часто до сих пор видят в нас детей, закрывая глаза на то, что мы давно выросли. Нередко то же самое мы переживаем и по отношению к собственным детям.
Часто мы держимся за то, что нам дорого, важно и понятно, даже осознавая, что это притянутая за уши действительность. Принимая желаемое за действительное, мы увязаем в мире иллюзий. Ситуация усугубляется, когда мы сознательно или неосознанно выбираем себе окружение, в котором эти иллюзорные представления подтверждаются другими.
Все бы хорошо, но со временем желаемое восприятие действительности входит с ней в ярко выраженный конфликт. Вспоминается анекдот.
Выходят из леса партизаны и видят деревню. Один из них обращается к пожилой женщине, стоящей около дома:
— Бабка, немцы в деревне есть?
— Да вы что, милые, война уж лет тридцать как кончилась!
— Ну и дела… А мы до сих пор поезда под откос пускаем!
В реальной жизни происходят до смешного похожие вещи. А некоторые и вовсе не смешны, если говорить о психотравматическом опыте. Например, когда человек, в представлениях которого до сих пор где-то стоят картины детских обид,пытается построить серьезные отношения. Малейшие нежелательные отклонения в поведении другого могут сразу заставить его «скатиться» в реакцию обиды. Другой сказал что-то не так или не сказал вообще, чего-то не заметил, не сделал, забыл… И снова после этого включается обиженный ребенок, который в свое время недополучил внимания, любви, ласки или простого понимания своих чувств и переживаний со стороны значимых фигур.
Рано или поздно носитель иллюзорных представлений столкнется с «суровой» реальностью, в которой у него что-то будет не получаться, несмотря на все старания. Он будет говорить, что сделал все, что мог, но ничего все равно не выходит. Словно есть некое препятствие, не дающее ему развиваться дальше и достигать своих целей.
Мы не растем дальше, потому что изо всех сил держимся за свои иллюзии.
То, что мы считаем «благом», нередко тянет нас назад. Например, Берн, описывая различные виды игр, которые ведут люди в своей одноименной книге, приводит пример игры под названием «плохой муж». Чтобы успешно в нее играть, нужно жаловаться подругам на своего супруга, постоянно говорить про его недостатки, в общем «перемывать ему косточки» самым безжалостным способом. Выигрыш здесь очевиден – чем больше будешь жаловаться на мужа, тем сильнее тебя будут жалеть подруги. Кто соберет больше подобных поглаживаний в виде сопереживания, тот и победил. В окружении тех, кто играет в подобную игру, такой способ поведения кажется не то, что приемлемым, а даже приносящим благо в виде жалости и повышенного внимания к собственной персоне.
Подобные игры могут вестись и с мужской стороны, нет смысла давать им оценку «хорошо» или «плохо». Пример я привел исключительно для того, чтобы показать силу наших представлений о действительности. Если кто-то убежден в том, что жаловаться на жизнь хорошо и важно, потому что так можно получить одобрение, сострадание, то в этом не будет ничего плохого до определенного момента.
Однажды станет ясно, что старый способ поведения и восприятия мира больше не приносит того, что раньше. Продолжая жаловаться на жизнь, близких, обстоятельства, мы ничего хорошего на самом деле не получаем. Жизнь лучше так и не становится. Иллюзии исчерпали свою силу и не дают теперь ничего полезного. Но мы не можем просто так отказаться от них, потому что втайне надеемся, будто те хорошие времена еще вернутся.
Пустые надежды не дают нам расстаться с иллюзиями.
Пустые надежды — это самая опасная ловушка, в которую легко угодить, но весьма трудно будет выбраться. Даже после того, как конфликт иллюзий с реальностью уже произошел, мы почему-то согласны дать ситуации еще один шанс. Здесь мы нередко ведем себя подобно черепахе из притчи про нее и скорпиона.
Однажды скорпион попросил черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но скорпион все-таки ее уговорил.
— Ну, хорошо, — согласилась черепаха, — только дай слово, что ты меня не ужалишь.
Скорпион дал слово. Тогда черепаха посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно ужалил черепаху.
— Как тебе не стыдно, скорпион? Ведь ты же дал слово! — закричала черепаха.
— Ну и что? — хладнокровно спросил черепаху скорпион. — Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?
— Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, — ответила черепаха.
— Твоя природа — помогать всем, а моя — всех жалить. Я сделал ровно то, что делал всегда!
Наши иллюзии зачастую подобны скорпиону из притчи. Их природа – уводить нас от реальности, закрывая глаза и уши и усыпляя голос рассудка. Если мы хотим одновременно и жить в реальности, и сохранить свои иллюзии, то можем оказаться в роли черепахи из притчи. Или в роли партизан, пускающих поезда под откос из анекдота.
Есть вообще ли польза от иллюзий?
К данному моменту у читателя могло сложиться впечатление, что я выступаю противником любых иллюзий. Но это не совсем так. На мой взгляд, иллюзии действуют неэкологично на нашу жизнь в плане роста и развития. Пребывание в них освобождает от ответственности и необходимости что-то решать в жизни. Они защищают от суровой реальности, заменяя ее. Основной вопрос здесь в том, как долго мы решаем находиться внутри иллюзий. Если мы выбираем рост, то рано или поздно преодолеем собственные ограничения. Если же успокаиваемся и не хотим ничего менять, то продолжаем ходить по кругу.
Избавление от иллюзий будет иметь эффект лишь когда мы сами, наконец, скажем им «нет». Этот процесс нельзя никому делегировать, иначе настоящего роста не получится.
Завершить статью хочу притчей про бабочку.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.
Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и у нас не было бы возможности взлететь.
Источник: b17.ru