Где взять денег и что с ними делать? Три истории о несправедливости и зависти

0
88

Чтобы почувствовать себя счастливее, достаточно просто пересчитать крупные купюры. Таковы результаты международного психологического исследования, и это немало говорит о каждом из нас. Действительно ли деньги и их власть — главная ценность в мире, залог успеха и счастья? ЧТД рассказывает о трёх фильмах, которые задают нелёгкие вопросы современному обществу.

«Капитализм: История любви», режиссер Майкл Мур, 2009

Американский документалист Майкл Мур дотошен, уверен в себе и умеет очень увлечённо доказывать своё мнение: не захочешь, а согласишься. Вот и с тезисами Мура об антигуманности капиталистической системы трудно спорить — особенно пока смотришь его фильм.

Мур начинает с короткого рассказа о Римской империи, которую, по его мнению, погубили зависимость экономики от рабов, разрыв между богатыми и бедными и то, что указы императора были важнее всеобщего закона. Режиссер предрекает крах всем странам, где до сих пор происходит то же самое.


Эти государства, как и Римская империя, могут отвлекать народ от бунта играми, спектаклями и соревнованиями, но они обречены, мрачно пророчествует Мур.

Деньги для него — символ несправедливости. Разницу между теми, у кого есть деньги, и теми, у кого их отнимают, режиссёр показывает ярко и страстно: вот люди, которых выселяют из домов за неуплату, а вот риэлтор-стервятник, который перепродаёт их жильё.

Вот богачи, чей подоходный налог сократили в два раза, и они радуются жизни. А вот пилот, американский герой, который во время аварии посадил самолёт на Гудзон и спас пассажиров. Герой рассказывает, что его коллеги помимо полётов ещё подрабатывают официантами и сдают кровь, чтобы было на что жить.

А вот подростки — они совершили разные лёгкие правонарушения, а срок им дали серьёзный. Наказание они отбывают в частной тюрьме, которую щедро финансировал округ. Тюремные деньги, в свою очередь, распределяются между начальником тюрьмы, администрацией округа и судьей, который выносит приговоры.

«Капитализм — это когда каждый радуется неудаче другого», — убеждает Мур, и ему вторят целых три католических священника. Они говорят, что битва за деньги противоречит общему благу, состраданию и вообще человеческой природе.

Но те, у кого есть деньги, не согласны со священниками — они считают, что капитализм важнее демократии.

Истории, собранные Муром, доказывают: деньги как магнит — если у тебя есть деньги, у тебя наверняка появятся ещё. Если у тебя нет денег, они вряд ли у тебя появятся: богачи не дадут беднякам заработать, им выгоднее заставить неимущих взять кредит и подзаработать ещё немного.

«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Эту евангельскую фразу американские социологи понимают не аллегорически, а прямо и называют «Эффектом Матфея». Преодолеть его можно тогда, когда обществу становится близка идея равенства. Но при капитализме такое бывает редко.

«ПираМММида», режиссер Эльдар Салаватов, 2011

Прототип Сергея Кондратьевича Мамонтова (Алексей Серебряков) — Сергей Мавроди, основатель АО «МММ», крупнейшего финансового мошенничества на постсоветском пространстве. Мамонтов человек мрачный, но при этом обаятельный. Любит дочку, из напитков предпочитает кефир, везде ходит в стареньком плащике и потрёпанных джинсах.

Зато ездит на дорогой «Чайке»: «Гагарин по Москве на „Чайке“ ехал, а я, маленький, видел. И меня тогда охватила эта, как её… гордость!» В космонавты Мамонтова не взяли из-за зрения, но идея подняться над планетой и посмотреть на неё сверху его не оставила.

«Мамонтовки», они же билеты МММ, люди скупают в невероятных количествах. Сам мошенник, обещающий «бесплатные деньги» для всех, становится народным героем.

Понимая колоссальную опасность, которая исходит от Мамонтова, его стараются остановить силовики, криминальные структуры и владелец банка «Мегаваз» Илья Белявский (Федор Бондарчук), которым управляют хитрые американцы.

«Я Родиной не торгую!» — гордо отвечает Мамонтов на все попытки перекупить его дело. Предложение стать номинальным президентом России тоже не вызывает у него радости. Потому что масштаб мелковат — Сергей Кондратьевич хочет весь мир.

Мошенника не интересуют деньги как таковые и то, что можно на них купить. Зато Мамонтов знает, что другие приходят от них в трепет, — и этим можно воспользоваться.

Он с презрением интересуется у министра финансов , как тот может в период кризиса носить такие дорогие часы. Осуждает своего молодого помощника Фомина за страсть к дорогим вечеринкам — мол, парень мог бы управлять миром, а вместо этого растрачивает себя на побрякушки и пустое веселье.

«Капитализм стоит на индивидуальной жадности. Хочется все жадности слить в одну и получить их энергию», — объясняет Мамонтов свою цель. Деньги для него — как нужное вещество для алхимика, из которого при правильном обращении можно создать чистую власть.

Мамонтов безжалостен к людям. Он глубоко презирает всех, кто поддался власти денег — пустых блестяшек, которые даже не являются ценностью, а её символизируют. Мамонтов аморален, но в его презрении есть своя правда.

«Волк с Уолл-стрит», режиссер Мартин Скорсезе, 2013

Владельцу брокерской конторы Джордану Белфорту (Леонардо ДиКаприо) говорят, что он похож на Робина Гуда, но есть один нюанс. Он отбирает деньги у богатых, но только не раздаёт бедным, а кладёт себе в карман.

Что с этими деньгами происходит потом, вопрос нескромный — под стать Белфорту. Конечно, это яхта, белый Ferrari, несколько других шикарных авто, несколько домов, красавица жена. Но самое главное — абсолютно безумные, грязные во всех смыслах вечеринки.

Как добывать деньги и как их тратить, еще небогатого Белфорта научил его первый начальник (Мэтью Макконахи). Надо ходить на работу в костюме, ни в коем случае себя на сдерживать, «взбадривать мозги» и знать, как навешать лапши клиентам на уши.

Чтобы приручить капитализм, нужно быть дикарём, который танцует под тамтамы финансового мира и берёт от него всё.

Белфорт научился убалтывать бедных клиентов и уговаривать их вкладываться в гнилые, никому не нужные активы. Потом жена посоветовала ему перейти на новый уровень: обманывать не бедных, а богатых. К 26 годам у Белфорта уже было $50 млн и совсем другая жена — одновременно фотомодель и герцогиня.

Своих сотрудников Белфорт всё-таки любил и произносил перед ними трогательные и почти истерические публичные речи. Потому что все они — одно племя (завидовать которому при ближайшем рассмотрении точно не хочется).

Эти люди приняли совсем не лёгкое решение. Перестали задумываться о морали и решили пойти на всё, только бы заработать большие деньги. Чтобы годы бедности и унижения не вернулись никогда. Чтобы дети пошли в хорошие школы, а родители жили в хороших тёплых домах. По крайней мере, у большинства «волков с Уолл-стрит» история бесконечной алчности начиналась именно так.

У Белфорта и компании нет пути назад. Пока они продолжают делать миллионы из воздуха и лжи, пока тратятся на вечеринки и все виды удовольствий, они живы. Но всему приходит конец. Империя Белфорта разрушена, а сам он оказался в тюрьме, перестав понимать, что делать дальше, и утратив смысл жизни.

Впрочем, к чести реального Джордана Белфорта, чьи мемуары и легли в основу фильма, ему хватило сил сделать выводы, выйти на свободу и начать карьеру заново — вероятно, уже не таким жадным бизнес-консультантом.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here