Широкий интерес к теме БДСМ (БД — бондаж и дисциплина, ДС — доминант-самбиссив, СМ — садомазохизм) в массовом сознании связан с выходом книги «50 оттенков серого», продажи которой стали рекордными на рынке литературы. Однако БДСМ как сексуальная субкультура, как перверсивное (или девиантное) поведение, предполагающее господство одного и подчинение другого партнера, возникло задолго до написания бестселлера, и до появления самой аббревиатуры.
Психика любого человека потенциально содержит в себе садо-мазохистические компоненты, а сексуальная жизнь многих людей — элементы насилия. То есть не всегда насилие в сексуальной жизни является признаком патологии личности.
Тема неравноправных отношений уходит корнями в механизмы ранней сексуальности, поэтому часто связана с сексуальным контекстом. Отто Кернберг, гуру современного психоанализа и автор множества работ о перверсивном (извращенном) сексуальном поведении, утверждает, что в основе сексуального влечения лежат аффекты. Аффект – это интенсивное переживание боли или удовольствия, оно дано человеку от рождения, но в процессе развития психики аффекты связываются с определенными ролевыми отношениями. В зрелой жизни аффективное состояние включает определенное отношение – что может быть реализовано в конкретной фантазии. То есть, аффекты становятся сигналами влечения.
Для простоты приведу пример из практики. Ребенок рос в семье эмоционально холодных родителей, с недостатком телесного контакта. Однажды он совершил проступок, который родители расценили как требующий особенного наказания. Этим наказанием стала порка, в процессе у мальчика произошел сильнейший болевой аффект, по интенсивности это было наиболее сильное на тот момент эмоциональное и телесное переживание. Мальчик воспринял порку, как заслуженное наказание, которое принесло с собой облегчение и «очищение». В зрелом возрасте мужчина стал обнаруживать в себе желание почувствовать себя «хорошим мальчиком» через порку, со временем порка стала доставлять мужчине наибольшее сексуальное удовольствие.
Садо-мазохистические черты могут быть присущи личности с разной степенью травмированности — от условной нормы до глубокой личностной патологии. Глубина нарушений зависит от того, каким образом складывался контакт младенца с матерью. Чем сильнее и чем раньше был нарушен этот контакт, тем с более глубокими нарушениями может пройти формирование психики человека, что возможно отразится и на сексуальном поведении.
В крайних формах садомазохизм может выражаться в приписывании собственной ненависти или садизма партнеру и желании его наказывать, причем не только телесно. Идентификации в отношениях жертва – преследователь могут чередоваться, но иные роли недоступны. В более легких случаях садизм может выражаться в нетерпимости к хорошему объекту, а вспышки ненависти могут быть связаны с поиском идеального объекта (идеальной матери).
Наиболее легкий случай садо-мазохистической личности – это личность с бессознательной способностью получать удовольствие от боли, с искушением переживать боль в качестве предварительного условия переживания удовольствия. Боль здесь становится решение бессознательных конфликтов, их выражение и отыгрывание происходит через сексуальную сферу. И тогда, с точки зрения психотерапевта, БДСМ является наиболее приемлемой формой отыгрывания внутрипсихического садо-мазохистического конфликта. При достаточности такой формы и взаимном согласии партнеров, такие сексуальные отношения являются нормальными. Более того, в некоторых случаях — могут быть рекомендованы партнерам как один из способов поддерживать, сохранять отношения в паре.
В БДСМ контактах могут быть удовлетворены разнообразные потребности, в зависимости от формы контакта, который выбирают партнеры. Например, в интенсивном психосексуальном контакте (порка, foot fetish) или телесном контакте (порка, игры с воском) без вступления в сексуальный контакт, воспроизвести интенсивное переживание сенсорной депривации (мумификация или игры с воском, нижний партнер) или обладания (мумификация, верхний партнер), прожить отвергаемый гендер, кастрационный страх или страх к первичным половым признакам партнера (ballbusting, или нанесение ударов по гениталиям мужчины, нанесение ударов по гениталиям практикуется и в отношении женщин), идеи кастрации или убийства (игры с ножом), желание осуществить контроль (pet play – игры с животными (собаки, кони) – оседлать, верхний) и быть подконтрольным (оседланным, нижний), проживание гендерной полярности (pet play — насколько женственно или мужественно находиться в той или иной позиции).
Если партнеры не являются случайными друг для друга (в этом случае актуальны требования «разумности, добровольности и безопасности»), в БДСМ практиках могут быть реализованы такие отношения, когда один партнер становится для другого контейнирующей, чувствующей материнской фигурой. Иными словами, становится возможно настолько интенсивное слияние, которое сложно достижимо в традиционных формах сексуальных практик. Именно это, на мой взгляд, и является одной причин интенсивного аффекта удовольствия, о котором часто говорят практикующие тематические формы секса.
Photo Юлия Галочкина