9 глубоко человечных правил жестокого кодекса Хаммурапи

0
131

Помнишь, классе в шестом, когда все мы поневоле проходили Историю Древнего мира, училка с негодованием говорила, что вавилонский царь Хаммурапи – ужасный тиран и деспот? Ну да, людей на кол сажали, руки отрубали, и прочие прелести восточной деспотии…
Однако если обратиться к составленному Хаммурапи первому правовому документу человечества – кодексу, картина, особенно в части семьи и брака, начинает резко смещаться в сторону самого отпетого гуманизма.
Дело в том, что Хаммурапи прекрасно понимал, что основа нормальной жизни общества – семья. Именно потому он берёг её изо всех сил. Честное слово, современным законодателям есть, у кого поучиться.
Итак, только некоторые правила «жестокого» кодекса Хаммурапи.


Правило №1: Брак без договора – не брак


Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена.Получается, Хаммурапи выступал за узаконивание отношений. Ну и правильно, сначала надо зарегистрировать брак, а потом называть любимую — женой. Мы придерживаемся старомодной точки зрения! (здесь и далее курсивом — прим.ред.)


Правило №2: В измене виноваты все

  • Если жена была схвачена возлежащей с другим мужчиной, их обоих должно связать и бросить в воду.
  • Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.
  • Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.


Не доказано – клянись богом (тогда это была самая страшная клятва) и возвращайся, будто ничего не было. Нам кажется, что это довольно…эээ…либеральное требование, а тебе?

Великий законодатель Древнего мира – царь Хаммурапи.

Правило №3: За достаток в доме отвечает мужчина

Если человек был взят в плен, и в его доме есть пропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого мужчины, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду. Но если человек был взят в плен, а в его доме нет пропитания, и его жена вступит в дом другого, то эта женщина не имеет вины.Заметь: если есть еда – виновна, нет еды – не виновна, поскольку за наличие еды в доме ответственен мужчина, и если он проявил безответственность (и бесхозяйственность!), то и поделом ему – не гибнуть же жене, если он, к тому же, находится безвестно где!

Правило №4: За бездетность не бросают

  • Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.
  • А если выкупа не было, то он должен дать ей одну мину серебра за оставление.

Ну, и что это, если не охрана прав женщины? Ну, честно?

Древние вавилоняне обсуждают только что вышедший кодекс Хаммурапи. 1759 г. до н. э.: как клянется царь, свод законов был продиктован ему богом Солнца Шамашем и верховным богом Вавилонии Мардуком.

Правило №5: За порядок в доме отвечает женщина

  • Если жена человека, которая проживает в доме человека, захочет уйти и начнет разорять свой дом и унижать своего мужа, то ее должны уличить, и, если ее муж сказал: «Я ее оставлю»,— он может ее оставить и ничего ей не дать с собой за оставление ее. Если ее муж сказал: «Я ее не оставлю», то ее муж может взять в жены другую женщину, а эта женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.
  • Если женщина возненавидела своего мужа и сказала «Не бери меня», то дело ее должно быть рассмотрено в квартале, и, если она блюла себя и греха не совершила, а ее муж гулял и очень ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.
  • Если женщина не блюла себя, была гулящей, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду.

Теперь зададимся вопросом – а если женщина умеет плавать? Про груз, привязанный к ногам, или верёвку, связывающую руки, кодекс здесь ничего не говорит. Понимаешь – нет слова «связать»! Бросьте – а там видно будет, выплывет или нет. Может и выплыть!

Текст кодекса был высечен на камне особым видом письма – клинописью.

Правило №6: Бесплодие – не преступление
Если человек взял жену, а ее постигла болезнь, и он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую постигла болезнь, он не должен покинуть, она может жить в его доме, и, пока она жива, он должен ее содержать.Тут даже комментировать нечего: содержи, и всё! Будь человеком, потому что тебе отдали всё, что могли. Остальное – воля богов.

Правило №7: Главное в браке – верность
Если жена человека позволила убить своего мужа ради другого мужчины, то эту женщину должны посадить на кол.Без комментариев.

Правило №8: Инцест – преступление

  • Если человек познал свою дочь, то его должны изгнать из его общины.
  • Если человек выбрал своему сыну невесту, и его сын познал ее, а затем он сам возлежал на ее лоне, и его схватили, то этого человека должны связать и бросить его в воду. 
  • Если человек возлежал на лоне своей матери после смерти отца, то их обоих должно сжечь.

Заметь: если «связать и бросить в воду» — это однозначная смерть. Изгнание из общины, кстати, в условиях пустыни, тоже. О сожжении и говорить нечего: лютая смерть. 

Правило №9: При усыновлении и удочерении нельзя забывать о правах ребенка

  • Если человек взял в усыновление малолетнего ребёнка, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть истребован обратно по иску.
  • Если человек взял в усыновление малолетнего ребёнка, а когда он его уже взял, тот узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

Какое бережное отношение к человеку и его правам!
Если ремесленник взял малолетнего ребёнка для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску. Что это, как не признание прав той самой интеллектуальной собственности?

Вечерний Вавилон

Нам иногда кажется, что если бы наш родной Семейный кодекс Российской Федерации был бы так же однозначен и человеколюбив, как кодекс Хаммурапи, мы бы зажили в России совсем по-другому. Меньше было бы несчастных семей и одиноких людей, тем более — брошенных детей.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here