Новый фильм о легендарном бриттском короле Артуре, как было почти всегда, вышел в жанре фэнтези. Первое, что тянет сделать — сравнить его с российским фильмом о не менее легендарном князе Владимире. Я говорю о «Викинге». Тем более, что жанры различаются только на первый взгляд: любой, способный вспомнить школьную программу по истории или открыть Википедию, обнаружит, что историчного в фильме о князе Владимире не так уж много. В основном, совпадает список имён.

Уже сами герои фильмов напрашиваются на параллель. И Артур (который для многих британцев вполне определённо историческая личность, внук императора Константина III, римлянина, правившего Британией и оборонявшего бриттов от скоттов, пиктов и норвежцев), и Владимир вошли в баллады и былины. И тот, и другой – иностранного происхождения: римлянин среди бриттов и варяг среди славян. Христианин Артур – дядя святой и двоюродный дед святого, Владимир стал святым сам. Рыцари первого ездили по свету, нарываясь на приключения. Дружина второго (с князем во главе) грабила всех, до кого могла дотянуться на своих ладьях.

Надо сказать, в новом фильме появилась ещё параллель, вызвавшая нарекание у поклонников светлой личности короля Артура и сторонников версии его исторического существования. Юный сын Уттера Пендрагона, согласно новой киноверсии, был криминальным авторитетом, правда, скорее занимался крышеванием, чем чем-либо ещё. К тому, что Артура делают в каждой второй картине язычником, почитатели, в общем-то, уже привыкли.

Оба фильма явно имеют влияние популярных сериалов. В «Викинге» мы видим постоянные переклички с, простите, «Викингами», и я говорю не только о той части, которая обусловлена историческим костюмом. На «Меч короля Артура», кажется, немало повлияла «Игра престолов». Дежавю особенно усиливается, когда обнаруживаешь, что Скользкого Билла, одного из сторонников Мерлина, играет тот же актёр, что Петипа Бейлиша, и внешность его никак не изменена.


Естественно, в итоге фильмы вышли непохожими абсолютно, что, при наличии такого количества параллелей, доставляет особенно острые ощущения от их сравнивания.

Да, схожесть с «Игрой престолов» считайте первым предупреждением.

Второе предупреждение: в кадре постоянно будут мелькать два чернокожих и китаец. И если чернокожие объяснимы, если вспомнить, что Британия была под римлянами, сам Лондон-Лондиниум был римским городом, а в империи было полно чернокожих с захваченных южных земель или попросту купленных рабами, то китаец с личной кун-фу школой сразу сломает вам мозг так же крепко, как каждый второй эпизод в князе Владимире. Если хотите досмотреть фильм и получить от него удовольствие, сразу напомните себе, что жанр определён как фэнтези, а сама картина, скорее, является кинокомиксом в духе Марвел. Тогда же отпадут вопросы, почему братья Пендрагоны преследуют магов, хотя не показаны христианами, почему Мерлин воспитал не Артура, а волшебницу, которая ему помогает, и зачем тут цитата из жизни Моисея — маленького Артура вылавливают из реки женщины. Местные проститутки. Которые, вероятно, догадываются, что мальчик непрост и находится в смертельной опасности, поскольку уносят его с реки без лишнего шума и немедленно изменяют ему внешность.

Предупреждение третье. Забудьте все шаблоны о том, как выглядит постепенное взросление и становление героя. Все эти длинные сцены ключевых для развития персонажа моментов окажутся промотаны в клиповом стиле: информационно насыщенно, нелинейно смешанные с основной канвой повествования, под задорную музыку, в бешеном темпе. Очень непривычно, но… Вполне понятно и даже интересно в итоге.

Предупреждение четвёртое. Забудьте о короле Артуре, изгоняющем викингов. То есть, в какой-то момент он их изгоняет, чисто в рамках криминальных разборок, красиво отрезая гномью бороду самому крутому из морских разбойников. Но закончится эта линия в духе советского детского кино: всё помирились и сели за круглый стол.

Да, ради разнообразия, круглый стол создатели фильма оставили. Меч в камне и меч из рук владычицы озера – тоже, сделав их, кстати, просто одним мечом. Осталось упоминание борьбы за престол между сыновьями Константина, деда Артура, осталось торжество дружбы и добра.

Предупреждение пятое. Когда Артур берётся за Экскалибур обеими руками, хочется кричать «Ночной Дозор! Всем выйти из сумрака!», а его путешествие в Тёмные Земли заставляет вспоминать сериал «Джонатан Стрендж и Мистер Норрелл». Толкиеноманы увидят много знакомого в кадрах с дворцом и волшебной башней короля Вортигерна (он заменяет обоих братьев Уттера, участвовавших в борьбе за престолонаследие, и, кстати, внезапно учился с Модредом, который в картине Артуру не сын и не племянник).

Отдельное предупреждение: тест Бехдель. В кадре много женщин со словами, но ни одна из них не говорит с другой. Есть и хорошая новость, в большинстве своём они влияют на судьбу главного героя, спасая его жизнь в разных обстоятельствах и разными способами, и одна из них – весьма боевой маг. Жизнь проституток тоже не показана весёлой и полной удовольствий, даже, скорее, наоборот.

Итого, будем честны. Как и «Викинг», «Меч короля Артура» во-многом вторичен и сильно противоречит хроникам и балладам. Но захватывает и в нём хватает внутренней логики, что уже даёт сто очков в его пользу. Короче, подрезал Артур викингу бороду, подрезал. Не верите – сами поглядите.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here