Наверх
Внимание! Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Да, мне уже есть 18 Нет, мне нет 18

Типология проституток в Древнем Риме

18+ 01.02.2016     6069

Вы читали «историю проституции» Иоганна Блоха? Если нет, ознакомьтесь со статьей Ангелины Герус, которая изучила первую древнюю профессию по книгам и документам. Что носили римские проститутки, в каких местах города их можно было найти, и кто добивался большего уважения в обществе: публичная особа или римская матрона, которая сидела дома и варила борщ.


Любовь за деньги в Древнем Риме была вполне естественным для социума явлением.Так же, как рабовладение, клиентела (взаимоотношения «патрон-клиент») и некоторые формы брака, проституция находилась во власти государственного законодательства, не встречая абсолютного общественного порицания. Несмотря на многие попытки правителей-принцепсов отстоять чистоту римских нравов в эпоху империи, их юридические акты зачастую были лишь «актами лицемерия» – частью грамотно спланированной политической игры. Так они создавали образ благодетеля, поддерживали имидж. О подобных приказах императоров Августа, Тиберия и Домициана, Сабатье пишет так: «Какое влияние могут оказать законы на улучшение нравов, когда эти нравы явно оскорбляются теми самыми, кто создаёт законы?» (Sabatier, «Legislation romaine»). Конечно, римская matrona, супруга и мать семейства, была образцом благопристойности и пользовалась всеобщим уважением. В ее присутствии непозволительны были брань и непристойное поведение. «В доме она полновластная хозяйка, которая распоряжается всем, и не только рабы и слуги, но и сам муж обращается к ней с почтительным domina» (Сергеенко М., «Жизнь в Древнем Риме»). Но до того, как первый царь и законодатель, легендарный Ромул, положил начало институту брака, у римлян ещё не существовало никаких моральных правил. Половые отношения, как пишет Ливий, стояли на таком же уровне, как в животном мире.


А вот публичных женщин мы встречаем в Риме ещё в доисторическую эпоху


Проституция в Риме действительно была повсюду: на улицах, под колоннадами портиков, в частных домах и общественных заведениях (термах – римских банях, цирках, театрах), у храмов и в храмах, во множестве таверн, кабаков, гостиниц и борделей и даже на кладбищах. Одно из популярнейших произведений августовского времени, поэма Овидия «Ars Amatoria» («Наука любви»), складывается в своеобразный путеводитель по местам, как пишет автор, «наиболее посещаемыми прекрасным полом», на деле – в настоящую топографию римской проституции.


Знает хороший ловец, где сети раскинуть на ланей,
Знает, в какой из ложбин шумный скрывается вепрь;
Знает кусты птицелов, и знает привычный удильщик
Омуты, где под водой стаями рыбы скользят;
Так и ты, искатель любви, сначала дознайся,
Где у тебя на пути больше девичьих добыч. [Наука Любви, I, 45-50]


Доступную римлянку нетрудно узнать в толпе. Любая публичная женщина, лишенная права облачаться в стыдливое платье матрон – stola, носит поверх укороченной туники тёмную тогу с разрезом спереди.




Эта одежда утвердила за проституткой прозвище togata. На волосах, рыжих или выкрашенных в светлый цвет (вполне возможно, что это белокурые локоны – парик), нет белых лент (vittae tenes), поддерживающих прическу «порядочных» девушек. На улице голову куртизанки обычно покрывает капюшон pelliolum, а в театре, цирке и на общественных собраниях её украшает митра, нимбо или тиара. Наконец, lupae, волчицы, обуты в сандалии (матроны носили полусапожки), которые практически наверняка на каблуке. Да, каблук носили в Риме только проститутки.


Тип первый. Ритуальная проститутка


Как часть культа Венеры, пришедшего в италийские племена из Азии задолго до основания Рима, посвященная девушка, сидевшая в храме подле статуи богини, за известную цену отдавалась чужеземцу согласно многовековому обычаю, так называемому «долгу гостеприимства». Плату за близость она оставляла у подножия алтаря, чтобы обогатить храм. Хотя по факту на этом зарабатывали жрецы, которые были наиболее заинтересованными лицами в таких сделках. Также на Сицилии, в храме Венеры Эрицинской, проституировали рабыни. Отчасти в целях обогащения храмов, отчасти – с целью выкупа собственной свободы. Распространенность религиозной проституции как неотъемлемого элемента древнейших священнодействий подтверждают археологические исследования. «На этрусских и итало-греческих кладбищах, действительно, найден целый ряд раскрашенных сосудов, на которых изображены различные сцены культа проституции». (Дюпуи, «Проституция в древности»).


Ритуальное лишение девственности также связывается с обрядами храмовой проституции. Почитание двуполого божества Mutunus было специфическим культом этруссков, одного из трех племен, стоявших у начала римского государства. Из описания Святого Августина известно, что у матрон существовал обычай усаживать молодую новобрачную на половой член статуи Мутуна (или Мутуны). Этим девушка как бы приносила в жертву свою невинность и получала здоровье и плодовитость.



Избражения Мутуна часто имели подобный характер


Неоднозначным с точки зрения нравов был культ Венеры. В Риме ей было посвящено множество храмов: Venus-victrix, Venus-genitrix, Venus-erycine, Venus volupia, Venus-salacia, Venus-myrtea, Venus-lubentia – только главные из них. Квириты, римские граждане, как и греки, поклонялись двум воплощениям богини. С одной стороны, Venus Verticordia («обращающая сердца») была покровительницей целомудренности, моногамии и чистой любви. Она почиталась замужними дамами и юными девушками.


С другой стороны, была Venus Vulgivaga («общедоступная, гулящая») – Венера куртизанок, которая учила искусству нравиться и увлекать. Последняя пользовалась гораздо большим успехом: ей приносили мирты (мирт – один из атрибутов богини) и воскуривали фимиамы. Однако несмотря на грандиозную популярность верования, ни в одном из храмов не культивировалась религиозная проституция (это, впрочем, касается в той же мере поклонения Исиде и Фортуне Вирѝлис). «Куртизанки не продавали себя в храмах во имя интересов богини и жрецов, хотя иногда и отдавались этим последним, чтобы получить покровительство Венеры в любовных делах; дальше этого дело не шло». (Дюпуи)


Тип второй. Prostibula: булочницы, чужестранки и проститутки на кладбище


Это легальные проститутки низшего ранга, клиентами которых были представители низших сословий и рабы. Prostibula (prostibulum) заносилась эдилом, городским чиновником, в особый список публичных женщин, после чего получала официальное разрешение заниматься развратом, licentia sturpi. Обязательное условие для занятия узаконенной проституцией – девушка должна быть частью дома терпимости, лупанара, которым заведует сводник leno. Долгое время разрешение на торговлю телом могли получать только представительницы плебейских (не аристократических) родов, о чем пишет Тацит в «Анналах»: «Занятие проституцией было воспрещено женщинам, которые имели деда, отца или мужа из сословия всадников» (кн. II, XXXV). Оттого в основной своей массе prostibulae были рабынями или вольноотпущенницами. Но в эпоху империи, когда развращенность достигла своего апогея, места в списке добились и патрицианки.


Название prostibula происходит от древнегреческого глагола «προ-ίσταμαι» [proistamai] («ставить впереди себя», «выставлять»), который имеет однокоренную кальку в латыни: «pro-sto» – «быть выставленным на продажу» (буквально «выступать»). То есть наиболее буквальный перевод термина – «продажная девка», «проститутка». Они «подразделялись на putae, alicariae, casoritae, capae, diabolae, forariae, blitidae, nostuvigilae, prosedae, perigrinae, quadrantariae, vagae, scrota, scrantiae, — в зависимости от того, посещали ли они булочные, кабачки, публичные площади, перекрестки, кладбища или окрестные леса». (Дюпуи) Каждое из названий имеет более чем прозрачную с точки зрения лингвистики мотивацию, к примеру:


Alicaria – «булочница», держалась вблизи булочников и продавала лепешки; имеет значение женщины жалкой, потому что питалась только полбой (alica – полба, род пшеницы); аналогично – fornicaria от «fornax», «печь».


Busturia – проститутка на кладбище (bustum – могила), которая одновременно могла быть и профессиональной плакальщицей – исполнительницей ритуальных погребальных плачей;


Foraria – проститутка, приехавшая в большой город из деревни для занятия этим видом деятельности;


Peregrinа – проститутка-чужестранка (от peregrinus, «иноземный, привозной»);


Vaga – «бродяжка», блудница (от vagus, «блуждающий, скитающийся, беспорядочный»);


Proseda – от «pro-sedere», сидеть перед публичным домом;




Quadrantaria – та, что отдаётся за четверть асса (римская денежная единица), а diabola – за два обола (обол, мелкая монета).


Tabernia – проститутка при таверне,


Scorta – «распутница», буквально «шкура», что интересно в сравнении с употребительным аналогом в русском языке.


«Meretrix» (от гл. mereo – зарабатывать, наживать) предоставляла свои услуги клиентам более высокого статуса и также должна была получить лицензию у эдила. По большей части, именно категорию meretrices пополняли знатные и богатые дамы, желавшие вести свободный образ жизни. Такая проститутка «занимается своим ремеслом в более приличных местах и в более приличной форме – она остается дома и отдается только в темноте ночной, меду тем как prostibulum день и ночь стоит перед борделем». (Блох И., История проституции)


Тип третий. Танцовщицы и исполнительницы музыки


Танцовщицы (saltarices), флейтистки (tibicinae) и кифаристки (fidicinae) – римские проститутки наподобие греческих авлетрид, совмещавших проституцию с навыками танца или игры на свирели (в Древней Греции это занятие не считалось позорным). Изящные и обаятельные, они продавали себя дорого и появлялись только у богатых людей к концу пиров, симпозиумов. И Марциал, и Ювенал упоминают, что те своим искусством умели возбуждать сладострастные желания у всех зрителей. Хотя эти девушки не играли видной роли в общественных делах, они часто вдохновляли поэтов-элегиков – Овидия, Проперция, Тибулла. «Большим любителем тaких женщин был Суллa; Цицерон обедaл с некоей Киферис («Письмa к близким», IX, 26); a судя по одному зaмечaнию Мaкробия, философы особенно любили [их] общество». (Киффер О., «Сексуальная жизнь в Древнем Риме»)


Тип четвертый. Девушки высокого ранга


«Bonae meretrices» (bonus – искуссный, умелый, хороший) – куртизанки высшего ранга. Окруженные роскошью и многочисленными поклонниками, они были законодательницами мод и предметами воздыхания и стариков, и юношей.




Подражая им, римские матроны передвигались по городу на октофорах (носилках, рассчитаных на восемь рабов) и облачались в полупрозрачные шелковые одежды, sericae vestes. «За большие деньги, – говорил Сенека, – мы покупаем эту материю в отдаленных странах и все это лишь для того, чтобы нашим женам нечего было скрывать от своих любовников». И хотя в грации и кокетливости равных им Рим не видел, bonae meretrices нельзя назвать явлением, аналогичным греческим гетерам, которые с красотой соединяли интеллектуальную культуру.


Тип пятый. Свободные проститутки


Еrraticae scortae (erraticus – блуждающий, бродячий) – блудницы, нелегальные или свободные проститутки. Они не могли быть внесены в списки, как prostibulae и meretrices, и потому присуждались к штрафу, а пойманные вторично – изгонялись из города, если только leno, содержатель публичного дома, не принимал их в число своих пансионерок. Свободными куртизанками становились многие замужние женщины. Некоторые с разрешения своих мужей, некоторые – без, они тайно отдавались в гостиницах, винных лавках, в булочных, у цирюльников.


Тип шестой. Проститутки-мужчины


Дигесты Юстиниана (изложение византийского права и отрывки из сочинений римских юристов) обходят стороной вопрос о такой форме проституции. «Там не говорится ни слова о тех мужчинах, которые занимаются продажей своего тела как профессией, о проституированных гомо- и гетеросексуалистах мужского пола» (Блох И., «Проституция в древности»). А мы пару слов скажем. Занятие проституцией запрещалось гражданам, поэтому обычно это были гладиаторы или рабы, но клиенты принадлежали ко всем слоям общества, начиная с самых высших и кончая рабами. Известно три названия, отличающих продажных мужчин по возрасту: pathici, ephebi, gemelli. Кроме того, существовало еще разделение по роду их деятельности: активные и пассивные проституированные гомосексуалисты, а также те, кто практиковал оба вида альтернативного секса (гомосексуальная мужская любовь, а вслед за ней и мужская проституция, проникала в провинции Рима как светский обычай), и гетеросексуальные мужчины-проститутки. Выглядели они соответственно либо изысканно, немного на женский манер (кольца, надушенные волосы и мушки) или инфантильно, либо, напротив, подчеркнуто «маскулинно».




«По Лукиану, существовала поговорка, что легче спрятать под мышкой пять слонов, чем одного кинеда [проституированный мужчина или юноша, а также сводник в Древней Греции], настолько он типичен по костюму, походке, взгляду, голосу, изогнутой шее, румянам и т.д.» (Блох И., «История проституции»). Что касается представителей гетеросексуальной мужской проституции, они часто становились любовниками знатных римлянок и, как описывают Петроний и Ювенал, имели колоссальный спрос.


Взглядам того времени на проституцию вполне можно найти оправдание. Прежде всего, потому, что в Античности она была особой формой проявления рабства. «Люди, рaзвлекaвшиеся с проституткaми, не подрывaли тем сaмым своей репутaции, но женщины, принимaвшие деньги в обмен нa свои услуги, лишaлись увaжения» (Киффер О., «Сексуальная жизнь в Древнем Риме»). И несмотря на это, существовало удивительное противоречие: продажная женщина, заклейменная общественным презрением (инфамией), играла в общественной жизни гораздо более значительную роль, чем благопристойная хозяйка, mater familiae, деятельность которой всецело ограничивалась домашней сферой. Римская проститутка действительно была «публичной» в полном смысле слова. Она обращала на себя внимание общества, становилась предметом повседневной беседы, частью хроники, и в то же время – предметом публичного поклонения, след которого и сегодня заметен в литературе и искусстве.


Источник: kyky.org


Больше интересных материалов читайте в нашем Telegram

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Статьи по теме: